Я перестала себя гнобить. Но только за то, что не могла долго дочитать книгу, которую растянула на пару недель, с учетом, что обычно я двигаюсь в 10 раз быстрее, и история мне очень нравилась.
Речь о романе Дэвида Николса «Один день», по которому снят одноименный фильм. В последний влюблена давно и долго - еще со школы. Во-первых, я смотрела все, что было с Энн Хэтэуэй, просто потому что для меня она самая красивая женщина на земле. Во-вторых, напоминаю о своей слабости к ромкомам и иже с ними.
Я знала, что «Один день» - экранизация, но как-то не считала своим долгом прочитать оригинальную историю. Для меня она стояла на одной полке с романами Николаса Спаркса, на которую я совсем не заглядываю после 15-ти лет.
Шли годы (кстати, в августе фильму исполнится 10 лет), и я все чаще слышала, что это достаточно умная книга, и многие ее хвалили, но при этом ругали киноверсию. Так вышло, что я два раза была на встрече с режиссером (кой) проекта - Лоне Шерфиг. Потрясающая женщина, датчанка, снявшая картину «Итальянский для начинающих» по заветам движения «Догмы 95», которое мне очень симпатично.
Оффтоп: неистово рекомендую посмотреть «Итальянский для начинающих» - самый живой ромком, который я видела, более того - он в десятке фильмов, оказавших на меня максимальное влияние за всю жизнь (иллюстрация того, как можно снимать кино, если ты действительно хочешь снимать кино).
При личном знакомстве с режиссером и вновь нахлынувшей любви к фильму «Один день», тогда (два года назад) я впервые задумалась о большем погружении в историю и прочтении романа. Затем случились «Маленькие женщины», и в очередном промо-интервью Флоренс Пью сказала, что книга Николса ее сформировала ее как личность, а фильм совсем не то. Вот тут я уже не выдержала - да что же там такое?! - и добавила «Один день» в список на прочтение.
Все оказались правы. Книга действительно лучше, но такое случается практически всегда. Маневич и Шупляков поясняют за это - здесь (я просто посмотрела их видос перед тем, как приступила к роману, и ловила себя на доказательстве каждого поинта ребят). Разумеется, из-за любви к фильму, у меня не получилось сформировать собственные образы героев, поэтому дополнялись те, что были разыграны Энн Хэтэуэй и Джимом Стерджессом - это во-первых, не криминально, потому что я страшно люблю обоих, а во-вторых, внешне они достаточно точные, хоть и, как водится, гораздо более гламурные.
Структурно произведение похоже на «Нормальных людей» Салли Руни (точнее - наоборот), о чем я писала в соответствующей заметке. Нам дают срез отношений героев и вообще всей жизни по положению конкретного дня - 15 июля разных лет. За время между датами случается всякое, но мы смотрим, что происходит с Эммой и Декстером именно в это число.
Эмма - я всегда говорю, что если у меня будет дочь, то назову ее именно так. На это есть три причины - героиня «Одного дня» (чистая правда), Эмма Стоун и моя знакомая Эмма из студенческого профсоюза. То, что идет за этим именем, в моем опыте всегда оказывалось тонким и прекрасным. В персонаж «Эмму Морли» (особенно с данными Энн Хэтэуэй) невозможно не влюбиться, и наверное, я бы очень хотела подружиться со всеми девочками, кто себя с ней ассоциирует - саркастичные идеалистки, которые проходят большой путь по нахождению себя и раскрытию своего таланта и всесторонней привлекательности.
Декстер - представитель вида «человек меняющийся», к которым я всегда проникаюсь симпатией и уважением. Будучи искренним даже в своих не самых приятных чувствах (вопрос субъективный, разумеется), он вызывает дикое желание ткнуть в него локтем со всей силы, но с другой стороны, парень открыто говорит, какой он и о чем, что ему предъявишь? Далее - предсказуемое падение золотого мальчика, у которого было все, но самое главное - возрождение и найденные для этого силы, без гордости и предубеждения. Один из героев говорит, что Эмма сделала из Декстера человека, так вот для меня максимально ценно его негласное разрешение на моральный улучшайзинг со стороны.
С первых страниц я на самом деле почувствовала, что роман умный. Не в претенциозном ключе - посмотрите, сколько мне всего известно, а в приятном и ненавязчивом. В тех же «Нормальных людях» есть некое раздражение от того, как герои (и писательница через них) выпендриваются тем, какие манифесты читают - подобные интеллектуальные разговоры безболезненно можно вести только на левом берегу Франции. В «Одном дне» катастрофическое количество отсылок в массовой культуре (я такое люблю) - просто потому что это отличный способ показать дух времени, когда на описание у тебя есть лишь одни сутки. Причем все такое понятное и родное - вот прическа под Рэйчел, а вот Радиохэд. Я просто так устала от снобизма, что хочу, чтобы все от него избавились.
Книга попадает не только в каждый описываемый год мирской жизни, но и в личный возрастной год отдельного человека. Мне 25. В 2020-м у меня случилось второе пришествие тинейджерства, и боже мой, как точно все сопровождающиеся переживания описываются самими героями. Более того, у юных читателей есть уникальная возможность посмотреть на будущие возрастные кризисы вплоть до 40-ка. Зная о них, их все равно, вероятно, не избежать, но они могут стать хотя бы поэтичными. Я бы листала этот роман раз в пятилетку.
Из-за концептуальной особенности произведения и общего понимания, что герои со всем справились, поддерживая друг друга разными способами - письмами, телефонными звонками, сообщениями на автоответчике и т.д. к каждому описанному выше кризису определенного возраста есть свои ободряющие слова, которые лично мне, при настоящей депрессии очень помогли. А я не знаю, нужно ли при наличии исцеляющей функции, перечислять другие характеристики романа. Это просто было замечательно, словно фортепианный перелив. И фильм я пересмотрела. И рыдала, как в первый раз.