Обычно о творческих людях, ушедших из жизни раньше времени, говорят так: «Сколько всего не успел сделать». Бывает и обратная ситуация, когда талант творческого человека начинает угасать еще при жизни.
Речь пойдет про гениальных режиссеров, которые давно получили признание и продолжили снимать картины, далекие от их первоначального уровня. Критики по инерции дают положительные рецензии и высокие оценки, тогда как зрители зачастую просто пожимают плечами.
Леонид Гайдай
Леонид Иович Гайдай абсолютно по праву носил звание выдающегося мастера комедии. «Самогонщики», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Операция Ы», «Не может быть!», «12 стульев» и многие другие. В свое время он задрал планку качества до невообразимого предела, поэтому от его каждой новой картины ждали невероятного.
До 80-х Гайдай был непререкаемым гением, однако потом его фильмы стали получаться на уровень ниже предыдущих. Если «Спортлото-82» можно отнести к оригинальной рекламе лотереи, то картина «Опасно для жизни!» и вовсе запомнилась лишь небольшому кругу зрителей.
В дальнейшем Леонид Иович пробовал снимать комедии на злобу дня, вместе с новым героем в исполнении Дмитрия Харатьяна. Однако из Харатьяна не получилось нового Шурика, да и сами картины, выходившие с 1980 по 1990, не производили должного впечатления. Нет, они не плохие, но и несравнимы с любимыми комедиями 60-70х.
Эльдар Рязанов
В одном из интервью режиссер рассказывал, что мечтал снимать кинокартины «на злобу дня». В своей «Карнавальной ночи» Рязанов хотел показать сатирический памфлет. Но вовремя вмешался Иван Пырьев, который буквально заставил отойти от первоначальной концепции и снимать музыкальную комедию. На выходе получился настоящий шедевр.
Рязанов часто жаловался на цензуру, которая мешала его творческой мысли. И вот когда «оковы» спали в карьере выдающегося режиссера начался прискорбный период. Если провал «Небес обетованных» можно оправдать оригинальным подходом, который просто не пришелся по вкусу зрителям, то «Тихий омут» или «Карнавальную ночь-2» оправдать сложно.
В 90-х и вовсе вышла картина «Один день с президентом», в которой Рязанов попытался нарисовать Борису Ельцину положительный образ. А как бы смотрелись культовые картины «Ирония судьбы», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Вокзал для двоих», если бы не нашлись люди, которые уводили его от политики? Или цензура была бы мягче?
Марк Захаров
Марк Анатольевич больше считался театральным режиссером. Фильмов снимал мало, зато практически каждый стал шедевром: «12 стульев», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенно чудо». В конце 80-х режиссер снял картину «Убить Дракона» по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон».
В тот момент многие режиссеры получили возможность показывать на экране наготу, и они ее показывали, причем иногда абсолютно не к месту. Захарова занесло в другом направлении - его картина напоминала своеобразный манифест против «тоталитаризма». Конечно, в фильме сохранилась фирменная элегантность, присущая всем картинам Захарова, но в данном случае она больше резала глаз.
После политической активности Захаров снова занялся театром. Наверное это было к лучшему.