Крушение дирижабля В6 (Осоавиахим) во время спасения экспедиции Папанина в феврале 1938 года

218 прочитали

5 февраля 1938 года дирижабль СССР-В6 (Осоавиахим) вылетел искать полярную экспедицию Ивана Папанина, дрейфовавшую на льдине, которая начала раскалываться. А уже на следующий день, 6 февраля, дирижабль потерпел крушение в окрестностях Кандалакши, врезавшись в гору.

«СССР-В6» на аэродроме Дирижаблестроя (около 1935 г.)
«СССР-В6» на аэродроме Дирижаблестроя (около 1935 г.)

Дрейфующая станция "Северный полюс"

6 июня 1937 года на дрейфующей около Северного полюса льдине открылась полярная станция "Северный полюс". Это была первая такого рода научная экспедиция. Полярников было четверо:

  1. руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин,
  2. метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров
  3. радист Эрнст Теодорович Кренкель
  4. гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов.

В январе 1938 года льдина стала уменьшаться в размере и её стало сносить в открытое море (там она неминуемо разломалась бы на мелкие куски).

Самолет сесть на льдину не мог, ледоколам идти долго. Поэтому решили послать дирижабль с лебёдкой, на которую и решили посадить папанинцев.

Москвичи встречают участников экспедиции Северный полюс-1. Фото П. Трошкина
Москвичи встречают участников экспедиции Северный полюс-1. Фото П. Трошкина

Конструкция и история создания дирижабля В6

Дирижабль был полужёсткого типа. Строил его итальянский конструктор Умберто Нобиле, который был приглашен советским руководством как знаток дирижаблестроения и покоритель Арктики на этих дирижаблях.

Ведущим инженером был назначен все таки советский инженер Михаил Кулик. Строили дирижабль в городе Долгопрудный в цехах "Дирижабльстроя".

Наполнялся В6 водородом, который был очень опасен, так как при соприкосновении с воздухом он мог возгореться.

По указанию советского руководства дирижабль должен был быть сконструирован к марту 1933 года. И не только готовым, но и надо было запустить производство к ноябрю того же года.

Однако построить его к этой дате не смогли и срок сдачи отодвинули на октябрь 1934 года. Советское руководство было недовольно.

5 ноября 1934 года полёт В6 всё-таки состоялся. Руководил полётом лично Нобиле.
Умбе́рто Но́биле (21 января 1885, Лауро, Королевство Италия — 30 июля 1978, Рим, Италия) — итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал.
Умбе́рто Но́биле (21 января 1885, Лауро, Королевство Италия — 30 июля 1978, Рим, Италия) — итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал.

Полёты

До 1937 года дирижабль совершил несколько длительных полётов и готовился к пассажирским перевозкам на большие расстояния.

В 1937 году он побил мировой рекорд беспосадочного перелёта и находился в воздухе 130 часов 27 минут, покрыв расстояние в 4 800 км.

Дирижабль был комфортабельный и пассажиры могли в нём не только сидеть, но и спать.

Экипаж дирижабля во главе с командиром Николаем Семёновичем Гудованцевым был очень опытным. Он состоял из 16 человек и многие из них имели около 1000 часов налёта на дирижаблях. Сам Гудованцев налетал более 2000 часов.

Причина катастрофы

Основной причиной считается то, что дирижабль летел самым коротким путём через Кольский полуостров. В наличии были только старые карты местности и поэтому был плохо определён маршрут. Это и стало причиной катастрофы. Тем более была плохая видимость, снегопад и низкая облачность.

Усугубило аварию наличие фосфорных бомб в дирижабле (для определения высоты). Из-за них произошло возгорание.

Погибло 13 человек, ранены трое и трое даже не получили царапины.

Утром 7 февраля 1938 года остатки дирижабля нашли пограничники и специально высланные спортсмены-лыжники. Оставшихся в живых доставили в Кандалакшу. Им очень сильно повезло. А вот дирижаблестроению нет. Эта отрасль воздухоплавания перестала интересовать советское руководство.

Памятный знак на вершине горы Небло, с которой столкнулся дирижабль В6
Памятный знак на вершине горы Небло, с которой столкнулся дирижабль В6

После гибели дирижабля папанинцев сняли ледокольные пароходы "Таймыр" и "Мурман".

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

💥Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019 год