Писать о том, что и так все знают - тактика беспроигрышная. (См. мой юмористический топ-тен самых популярных постов на "Дзене".) Но хочется же иногда поговорить и о вещах, о которых мало кто знает... а зря!
Вот есть в США такой независимый режиссёр - Анна Биллер (не буду писать "режиссёрка", уж простите). Автор интереснейший, особенно для тех, кто любит кино стильное и дерзкое (причём то и другое - в разумных пределах, без откровенной пошлости и арт-хаусной мути). Сняла она четыре короткометражки и два полноформатных фильма... Вот о последних я вам и расскажу.
Три кита, на которых стоит творчество Биллер - ретро-эстетика, пикантность и странный юмор. И за всем этим просматривается главная мысль: женщины, мол, в каком-то смысле тоже люди, о чём мужчины часто забывают.
"Вива"/Viva (2007)
Итак, первая из двух полнометражек. США начала 70-х годов. Повсюду одна сплошная эмансипация. Симпатичная молодая женщина с говорящим именем Барби решила доказать всему миру (и прежде всего, мужу, который её не ценит), что она чего-то стоит. Отправляется устраиваться работать моделью, но вместо этого попадает в элитное заведение несколько иного характера.
Сменив имя на звучное Вива и немного позанимавшись древнейшей профессией, она заводит отношения с вожаком хиппи-нудистов, затем - с художником-авангардистом, погружается в богемную жизнь, становится завсегдатаем свинг-вечеринок... но душа всё равно просит чего-то другого.
Более всего "Вива" похожа на изощрённое издевательство над зрителем: будто среднестатистическую читательницу журнала "Космополитен" попросили снять фильм о том, как она представляет американскую жизнь в 70-х. Пряничные домики, зашкаливающий гламур. Мужики все как один самовлюблённые, тупые и похотливые, а бабы только и мечтают, как бы их ублажить (а заодно и кошельки обчистить). Вся жизнь - один сплошной секс, драгс и рок-н-ролл. Быть может, и затянуто (два часа аж), но... забавно, если вкурить здешнюю эстетику.
В наших краях (в частности, в видеозаписях ВК) доступна версия в плохом качестве и без перевода, но это не портит впечатления. Актёры проговаривают реплики так старательно, что всё понятно. И получить удовольствие вполне реально, особенно от лучшей сцены, когда Вива приходит к парикмахеру, карикатурному гею, а потом к нему заглядывает симпатичный сосед. Лучше бы он этого не делал, потому что коварный гумосек тут же запустил в дело хитрый план соблазнения. Под раздачу попадут оба гостя...
"Ведьма любви"/The Love Witch (2016)
Опыт работы над первым фильмом пошёл Биллер на пользу. Вторая полнометражка получилась куда интереснее и динамичнее. (Версия с переводом есть в свободном доступе.)
Некая альтернативная реальность, похожая на Америку 60-х годов - точнее, на прилизанную жизнь тихих пригородов, где обитает американский средний класс: всё те же пряничные домики и аккуратные газончики, при этом - мобильные телефоны и современные машины.
Здесь живёт молодая и очень красивая ведьма Элейн (а ведьма в этом мире - вполне распространённый род деятельности), которая хочет, чтобы её любили. Дабы цеплять мужиков, она использует самое действенное средство: сразу тащит в кровать. (Ну плюс ещё всякие приворотные зелья, ритуальчики и прочее мелкое колдовство.) Мужики от такого счастья обалдевают и совсем расклеиваются: кто скончается от сердечного приступа, кто превратится во влюблённую нюню. Что ж, приходится каждый раз нового искать.
Прочие дамы в негодовании: как мол так, у нас мужиков уводят, да ещё и дают на первом свидании! Это где ж такое видано! Элейн, конечно, всё по боку, она продолжает подрывную деятельность. Но рано или поздно ей попадётся суровый мужик, которого так просто не склеить и, тем более, не расклеить...
...Не секрет, что мужчина боится сильных женщин. Стандартный самец, если придётся выбирать между скромницей и раскрепощённой дамой, всегда выберет первую: конечно, ведь только из неё получится хорошая жена! Тогда как вторая получит неблагозвучный ярлык - и не только от мужчины, но и от первой женщины, потому что по сравнению со второй она будет выглядеть жалкой замухрышкой.
А вот с темпераментной дамой справится не всякий мужчина. Если и рискнёт, то скорее всего - пожалеет. О том, собственно, и фильм.
Всем спасибо! Другие заметки о нестандартном кино на канале "Записки литературного панка":
Четыре жутких фильма про психушку, снятых по короткому рассказу Эдгара По.
Три фильма о бездарностях вселенского масштаба.
Пять фильмов с участием "битлов" и ещё три, навеянных песнями Великой Четвёрки.
В странах Соцлагеря тоже снимали жёсткие боевики и фантастику про конец света... а вы и не знали!