В связи с напряженной ситуацией в отношениях России с Австро-Венгерской и Германской империями идет активный обмен информацией между штабами Киевского и Варшавского военных округов российской армии. Это необходимо, так как Варшавский разведцентр русской армии работает против Германии, Киевский и Одесский – против Австро-Венгрии.
Как-то из Киевского военного округа приходит информация (поступившая в Киевский разведцентр из «надежного источника») о том, что резко выросло число приграничных войсковых частей Австро-Венгерской армии. Начальник штаба Варшавского военного округа генерал Клюев отнесся к этой информации очень серьезно, несмотря на возражения начальника разведцентра при Варшавском военном округе полковника Н.С. Батюшина.
Батюшин считал, что эта информация ничего не стоит, так как в ней изложены не поддающиеся проверке факты, а также цифры в виде каких-то туманных процентов.
Дальше больше. Из того же источника приходит сообщение, что в случае войны Австро-Венгрии с Россией в Замостском районе, находящемся в ведении Варшавского военного округа, польские сепаратисты поднимут антирусское восстание. К сообщению прикладывался список возможных участников готовящегося восстания.
Н.С. Батюшин отдает команду своим сотрудникам проверить указанных лиц. В ходе проверки выясняется, что приведенный в сообщении список возможных повстанцев перечисляет лиц, которые на самом деле восстали против России в… 1863 году, а на момент сообщения все уже покоятся на кладбище.
Батюшин сообщил об этом генералу Клюеву, но тот не сделал должных выводов и продолжал внимательно прислушиваться к сообщениям из Киева, восхваляя работу Киевского разведцентра.
Позднее приходит очередное сообщение из Киевского военного округа (источник прежний) о том, что в Австро-Венгрии проведены серьезные меры по охране железных дорог и границы, в связи с чем, в Киевском военном округе усилены меры по охране границ и проведены специальные мероприятия по охране железных дорог.
На этот раз у генерала Клюева хватило ума вызвать к себе полковника Батюшина и в присутствии генерала Дернова зачитать полученную из Киевского военного округа телеграмму по усилению охраны границы и железных дорог. После чего Батюшину был задан вопрос, стоит ли принимать подобные же меры в Варшавском военном округе?
Батюшин отсоветовал в связи с ненадежностью источника. К нему прислушались и оказались правы.
И если в Киевском военном округе все шло по старому вплоть до войны, то в Варшавском военном округе, благодаря Батюшину, весьма скептически относились к информации из показавшего себя ненадежным источника.
С началом войны в Седлец, где находился штаб Батюшина, прибыл для координации действий полковник Носков из Киевского разведцентра, который рассказал, что с началом войны хорошо оплачиваемый источник всех этих сообщений был обнаружен.
Оказалось, что несколько лет «секретные» сообщения о состоянии дел в Австро-Венгрии исходили от одного жителя Киева русской национальности. Он сочинял их в расчете на денежное вознаграждение. И за годы своей «деятельности» получил весьма неплохую сумму.
(Источник: Н.С. Батюшин)