В школе мы на уроках Всемирной истории проходили Фолклендскую войну и в памяти надежно отложилось, что воевали между собой Англия и Аргентина за острова в Южном полушарии и в итоге, Англия победила. Но мало кто знает, что воевали они за одни и те же острова, но с разными названиями - для Англии это - Фолкленды (наиболее привычное нам название), а для Аргентины - Мальвинские острова! В историографии каждой из воюющих стран эта война так и вошла... под разными названиями.
Почему так получилось?
"Бомба замедленного действия" под эти территории была заложена еще в момент их открытия, проблема в том, что их открыли... два раза!
Сначала англичане в 1690г, а спустя четыре года - французы. И назвали эти острова каждый по своему, естественно! Раньше ведь не было общего информационного пространства, сети Интернет, обмена опытом и прочего.
Французы и назвали их Мальвинами. В дальнейшем, французы продали свое право на острова испанцам, а уже от них они передались Аргентине.
Вот так и развивалась история этих островов - в постоянной конфронтации между Аргентиной, которая, якобы пыталась вернуть свои территории и Великобританией, которая свои территории, якобы отстаивала. Для чистоты совести нужно отметить, что населены острова были преимущественно потомками английских переселенцев, которые, естественно придерживались английской версии событий, что и подтвердили на недавнем референдуме. Кстати, напрашиваются параллели с Крымом... только, почему-то английская дипломатия в этом случае признает волеизъявление жителей.
В 1982г последовала очередная попытка Аргентины восстановить свой суверенитет над территорией и как мы уже знаем, неудачно.
Но интересное не в этом.
Сначала кратко о самих островах - что это - Фолкленды это группа островов - самых крупных острова два - Западный и Восточный, а вот более мелких - внимание - 776(!) штук. Береговые линии очень изрезаны, из-за этого их общая протяженность их составляет - 1300 километров!
Когда споры за остров еще только набирали обороты, на нем кроме продуктов овцеводства разжиться было не чем, но Фолкленды дают их владельцу другие выгоды - контроль судоходства в Южном полушарии - и тогда и сейчас. В сегодняшние дни противостояние между странами не переходит в горячую стадию, но и не спадает, особенно, после того как в 2010 году в игру вступили... углеводороды! Куда же без них в современном мире. С того года британские компании начали разведку и разработку газовых и нефтяных запасов шельфа, о которых было известно еще с 60-х годов прошлого века.
Фантомные боли по потерянным территориям не отпускают Аргентину и сегодня. Все это очень напоминает ситуацию с Крымом и Украиной. Для Аргентины и ее граждан, особенно правых взглядов - возвращение Мальвинских островов - дело чести и вопрос времени. И, в перспективе, для опытного политика не составит труда сыграть на уязвленном национальном самолюбии аргентинцев.
Фолклендские острова отсутствуют на аргентинских картах, так же, как и Мальвинские на английских, и аргентинец, если ему задать вопрос "о Фолклендах" скорее всего, сделает вид, что не понял вас, как минимум, потому что для него это Мальвинские острова. С раннего возраста детей учат тому, что это - Мальвинские острова, им рассказывают о прошедшей войне, проходят встречи с ветеранами и т.д. Вопрос этот постоянно циркулирует в обществе в стадии обсуждения и комплекса потерянной территории.
А пока, пока что между Англией и Аргентиной даже отсутствуют дипломатические отношения и сама "горячая точка" притушена, но это вопрос времени, когда в очередной раз сойдутся так политические карты, как это было в 1982г у Маргарет Тетчер и Леопольдо Галтьери? Не знает никто, но политика такое дело... непредсказуемое.