Санкт-Петербург, конечно, удивительный город, обладающий такой особенностью: сколько бы ты ни бывал в нем раз и сколько бы всего ни пересмотрел и обошел, он все равно найдет, чем тебя удивить. Взять хотя бы Петербургский метрополитен. По уровню загруженности он занимает 4-е место в Европе (после Москвы, Парижа и Лондона), а по средней глубине залегания станций - 1-е в мире. Всех приезжающих в Северную столицу впервые, поражают станции закрытого типа с платформенными раздвижными дверьми. Но, как оказалось, и это не предел оригинальности.
Речь о станции метро «Спортивная», которую знают все фанаты «Зенита». Конечно, дело не в ее названии (одноименные станции есть в Москве, Самаре, Минске, Харькове), а в ее конструкции. К слову, в проекте станция носила название «Тучков мост»: он соединяет берега Малой Невы Петроградского и Васильевского островов. Но в итоге было решено остановиться на спортивной теме, так как рядом находятся стадион «Петровский» («домашний» для футбольной команды «Зенит») и ледовый дворец спорта «Юбилейный».
Станция строилась как экспериментальная с научным сопровождением еще с позднесоветского времени (с 1988 года), но была открыта только в сентябре 1997 года. «Спортивная» - двухъярусная пересадочная односводчатая станция глубокого заложения (глубина - 64 м). На территории бывшего СССР такая конструкция была применена впервые и пока является единственной на территории современной России.
В поперечном сечении конструкция станции представляет собой железобетонный свод на опорах, забетонированных внутри круглых тоннелей. В нижней части расположен обратный свод, который служит распоркой для боковых опор. Станционные залы разделяет междуэтажное перекрытие.
Благодаря такой конструкции, станция получилась компактной, но в то же время чувствительной к вибрациям. Поэтому пути уложены на подушку из гравия и не имеют лотков - это единственная станция глубокого заложения с такой особенностью в Петербургском метрополитене. Нижний и верхний уровни соединяются двумя группами из трех малых эскалаторов каждая. Но особенно эффектно смотрятся круглые световые колодцы между двумя «этажами».
Как будто одного этого мало, затем станция получила еще одну оригинальную конструктивную особенность. Вначале она имела один выход на Петроградский остров - в северном торце верхнего яруса с четырьмя эскалаторами. Чтобы перераспределить пассажиропоток со станции «Василеостровская», к «Спортивной» в 2013-2015 годах был добавлен второй (южный) вестибюль - уже не на Петроградском, а на Васильевском острове.
Он был открыт в День Города - 27 мая 2015 года по другую сторону Тучкова моста. Выход расположен в южном торце нижнего яруса и ведет в 300-метровый подземный тоннель под Малой Невой. Для облегчения передвижения пассажиров он снабжен двумя участками по три траволатора (горизонтальных эскалатора), с которых дальше на поверхность ведут четыре эскалатора.
Но и это еще не все! Хотя изначально «Спортивная» была рассчитана на кроссплатформенную пересадку между двумя линиями, поныне она используется только на одной линии. На каждом уровне задействован только один путь: на нижнем - для поездов южного направления, а на верхнем - северного. Оставшиеся два пути ведут в закрытые тоннели перспективной Кольцевой линии. В обе стороны метростроевцами было пройдено по 200-300 метров. Ныне эти участки законсервированы и закрыты из-за случаев проникновения в тоннели диггеров.
Ну и небольшая «бочка дегтя». Все-таки Петербург находится в России, и такие общие для страны проблемы, как воровство и халтура, ему не чужды. Из-за чиновничьего распила, то есть, конечно, недостатка финансирования строительство Кольцевой линии отодвинулось на неопределенный срок. В «Программе развития метрополитена до 2025 года», утвержденной в июне 2011 года на заседании правительства Санкт-Петербурга, сроки запуска линии вообще не обозначены. Оно и понятно: ГУП «Петербургский метрополитен» в последние годы погрязло в долгах. С 2015 года предприятие уже дважды оформляло рефинансирование кредитов в Банке России и банке Санкт-Петербург. А по состоянию на июнь 2021 года оно находилось в поиске кредитора для рефинансирования обязательств по генеральному кредитному договору от февраля 2017 года. Еще в марте ГУП просило 6 миллиардов рублей, к лету – уже хотя бы 3.
О «качестве» современного строительства Петербургского метрополитена ходят легенды. В день запуска траволаторов на той же «Спортивной» их приходилось несколько раз останавливать. Также проблемы с запуском траволаторов были на новых станциях «Беговая» и «Зенит» (бывшая «Новокрестовская»). Опасность для пассажиров может представлять эксплуатация траволаторов на станциях «Дунайская» и «Проспект Славы». И это не говоря про обвалившуюся в 2019 году новую плитку на «Беговой» и «Новокрестовской». И все это на фоне более чем существенного повышения цен на проезд в Петербургском метрополитене.
Причем это еще не конец истории. Вместо конструктивной качественной работы, вокруг проектирования новой Красносельско-Калининской (коричневой) ветки, петербургского метро уже третий год подряд «ЛМГТ» и московский «Метрогипротранс» ведут судебные тяжбы. Якобы чтобы выиграть подряд на проектирование четырех станций этой линии («Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна»). Не беда, что обе структуры глубоко аффилированы друг с другом – с них кормятся выходцы из круга пайщиков дачного кооператива «Озеро». Впрочем, это совсем другая история.
PS. Когда-то «Ленметрогипротранс» был способен на такие сложные проекты, как создание линии метро глубокого залегания в Одессе под тамошними катакомбами, однако этому помешали события 1991 года. Ну а дальше вы знаете: «геополитическая катастрофа», «мочить в сортире», «она утонула», «красные лини», «обманули дурачков», «тот, кого вы упомянули»… Школа Ленинградского обкома не стареет никогда. ☹ почитать по теме: Московский метрополитен имени Путина. Как осваиваемые московским метро миллиарды оседают в карманах единороссов
Также на канале:
Кто такие карелы и чья Карелия?
Куда пойти из Монрепо? (экотропа на острове Твердыш)
Кто живет на даче Винтера? (Кооператив «Озеро» - современная версия)
Александр Третий со «звездой Давида», или «Лишняя хромосома» Владимира Мединского
«Я в синий троллейбус сажусь на ходу, последний, случайный…»
Как попасть на поезде из Москвы в Питер, если нет билетов?
Зачем по Эстонии ездит бронепоезд?
Последний из могикан: коломенский трамвай
Где в России прокатиться на уникальном дизель-поезде? (спойлер: он уже сломался, и теперь вместо него рельсовый автобус)
Абзетцер под Воскресенском – какова его судьба в 2020 году? (спойлер: на 2021 год его уже разобрали на металлолом)