Автоматическая коробка передач – сложный элемент, в управлении которого задействованы электронные системы. Механизмы регулярно работают под высокой нагрузкой, что приводит к износу. Усугубляет же ситуацию неправильная эксплуатация АКПП, которая чаще выводит из строя дорогостоящий агрегат. Редакция сайта Тарантас Ньюс дает несколько советов, как правильно эксплуатировать классическую АКПП и избежать ее поломок.
Своевременно меняйте рабочую жидкость
Несмотря на заявления автопроизводителей, утверждающих, что заводское масло рассчитано на весь срок эксплуатации, жидкость теряет свои свойства в течение нескольких лет. Большой пробег, перепады температуры, а также перегрев приводят к потере вязкости, а также выделению большого количества продуктов износа, забивающих фильтры. Чтобы держать коробку в «тонусе», рекомендуем менять смазку каждые 50–60 тыс. км пробега. Если пробег за год минимальный, то масло лучше менять раз в 3–4 года.
Контролируйте уровень масла в АКПП
Пусть рабочая жидкость не сгорает в коробке, следует периодически следить за ее уровнем. Причем не слепо доверять электронным датчикам, но и проверять наличие масла с помощью щупа. Оно может уйти из-за негерметичности корпуса, проблем с патрубками или уплотнителями. Если уровень не в норме, долейте рекомендованную производителем жидкость. Учитывайте, что перелив масла не менее опасен, чем недолив.
Не смешивайте разные виды масел при обслуживании коробки
Проблема, которая вытекает из предыдущего пункта. В качестве «доливки» нужно использовать только то масло, которое залито в коробке. Запрещено смешивать разные составы в любой пропорции. От этого нужно отказаться даже в том случае, если масла имеют на первый взгляд схожие параметры. Пренебрежение рекомендацией приведет к появлению осадка и отложений, которые нарушат работу коробки.
Очищайте забитый радиатор охлаждения
Из-за высокой теплонагруженности автоматической коробки важно следить за качеством ее охлаждения. Зачастую проблема в перегреве АКПП кроется в поврежденном или загрязненном радиаторе. Чтобы рабочая жидкость не теряла своих качеств, а коробка не грелась, рекомендуем периодически очищать радиатор от грязи. Для поддержания чистоты достаточно проводить чистку раз в год.
Выбирайте место для парковки правильно
Регулярно парковать автомобиль на дороге с большим уклоном чревато серьезной поломкой. Проблемы могут возникнуть одновременно с двигателем и коробкой из-за масляного голодания. Если масло плохо поступает к заборнику насоса при запуске авто, силовые агрегаты получают сильный удар. Ситуация может стать критичной зимой, когда при длительной остановке масло успевает загустеть. Рекомендуем выбирать ровные площадки для парковки, а также использовать для стоянки ручной тормоз.
Трогайтесь плавно
Автопроизводители не рекомендуют сильно нагружать автоматическую коробку до прогрева масла. Если постоянно пренебрегать советом и нажимать педаль газа в пол каждый раз, когда нужно тронуться, сальники и уплотнители гидроблока быстро выйдут из строя. С особым трепетом отнеситесь к коробке зимой — при сильных морозах прогревать АКПП нужно немного дольше.
Избегайте буксировки на тросу
В сети встречаются советы, как правильно буксировать автомобиль с автоматической коробкой. Есть предположение, что метод «50x50» верное спасение от «капиталки» АКПП. Считается безопасной буксировка авто на расстояние не больше 50 км со скоростью не более 50 км/ч, однако это не так. Предположение из сети разбивается о законы физики — во время движения автомобиля с заглушенным двигателем масляный насос не работает, следовательно, трущиеся шестеренки продолжают крутиться без смазки. Такая работа механизмов приводит к задирам. Поэтому при необходимости рекомендуем вызывать эвакуатор.
Включайте «паркинг» только при полной остановке
Передвижение селектора в положение P во время движения однозначно приведет к проблемам. Необдуманное действие повлечет за собой выход из строя фиксатора или образование стальной стружки внутри блока коробки. Оба варианты потребуют скорого вмешательства в механизм АКПП и вскрытию, что стоит недешево.
Объезжайте любой грязевой, песчаный или снеговой плен
Если вы понимаете, что преодолеть какой-то участок дороги будет проблематично и есть высокий риск застрять, лучше выберите альтернативный маршрут. АКПП при быстром переключении селектора из режима D в R для «раскачки» сильно нагревается. Из-за долгой пробуксовки и плохому охлаждению могут подгореть фрикционы.