Автомобиль ВАЗ 2121 вставший на конвейер в 1977 году полюбили в нашей стране за простоту и хорошую проходимость. С семидесятых годов прошлого века автомобильная промышленность стремительно развивалась и только Нива осталась на конвейере без принципиальных изменений.
В 1998 году вышла пятидверная версия внедорожника с новым кузовом, но со старой агрегатной базой адаптированной под этот проект. Кузов ВАЗ 2123 получился тяжелее примерно на 200 килограмм, что не лучшим образом сказалось на динамических характеристиках.
Новая Нива получила хорошие отзывы от специалистов компании GM, Opel и Lotus. Это давало надежды на хорошие продажи автомобиля за рубежом. Однако инженеры отметили, что есть необходимость в замене агрегатов. Так в 2001 году началась история проекта FAM-1. Новая версия автомобиля получила индекс - 21236. Экспортное название Chevy Niva Export.
Руководил командой специалистов В. Губа. Работа шла очень быстро. Перед началом работ была собрана информация о всех недостатках автомобиля. Уже через несколько месяцев специалистам удалось реализовать первые задумки. Меньше чем через год первые прототипы отправились на доводку в Lotus и Opel. Работа была проведена основательно. Результатом стала замена 700 деталей.
В рамках этого проекта было принято решение заменить двигатель от классики на силовой агрегат от автомобиля Opel Vectra - Z18XE. Объём 16-клапанного мотора Opel FAM1 Ecotec составил 1,8 литра, что на 100 кубических сантиметров больше стандартного двигателя Нивы.
При этом мощность агрегата значительно выше она равна 122 лошадиным силам. Крутящий момент равен - 167 Нм. Замена двигателя заметно улучшила динамику Нивы. Теперь разгон до сотни занимал всего 12 секунд. Максимальная скорость составила 165 километров в час. Средний расход бензина около 10 литров на сотню.
ВАЗовскую механическую 5- ступенчатую коробку заменили на более крепкую японскую КПП от компании Aisin. Количество скоростей не изменилось. Многие владельцы классических Нив жаловались на шум и вибрации от раздаточной коробки.
В рамках этого проекта специалисты не только доработали раздатку, но и изменили способ крепления. Теперь она жестко крепится к корпусу коробки переключения передач, что должно снизить уровень вибраций. Кроме того, была улучшена и тормозная система. Был установлен новый вакуумный усилитель и система ABS.
В силу того, что мотор изначально был спроектирован под переднеприводной легковой автомобиль, конструкторам пришлось провести работу по перенастройки мотора и созданию новый креплений и выхлопа. Для защиты на бездорожье были подняты генератор и компрессор кондиционера.
За рубежом к автомобилям выдвигаются более жёсткие требования по безопасности. Для соответствия требованиям EuroNCAP кузов был доработан. Внесённые изменения существенно увеличили его безопасность. Это наглядно можно увидеть на краш-тестах, размещённых в сети. Кроме того, в салоне появились подушки безопасности.
При доработке кузова авторы заложили возможность комплектовать автомобиль, как родным двигателем, так и мотором от компании Opel. Уже в 2003 году было собрано 300 опытных образцов. Спустя два года проект был полностью готов. В 2006 году состоялась официальная презентация новой версии внедорожника. Предполагалось выпускать по нескольку десятков тысяч автомобилей в год.
Внешне машины отличались лишь тем, что на задней двери был установлен шильдик с аббревиатурой "GLX". В салоне появились две подушки безопасности. Кроме того, были установлены новые более комфортные передние сидения. Водительское сиденье оснастили регулировкой по высоте. Имелась и продольная регулировка. Также Niva Export комплектовалась кондиционером.
К сожалению, несмотря на все вложенные средства и усилия проект был закрыт. Причиной стало то, что двигатель FAM1 Ecotec был снят с производства ещё до запуска автомобиля в серию. Теперь мотор собирался мелкосерийно, что существенно увеличило его стоимость.
Второй проблемой оказалось невысокое качество российских деталей. Всего с шестого по восьмой год был собрана партия из 1000 автомобилей. Все экземпляры были проданы на российском рынке. После закрытия проекта вся оснастка вместе с неиспользованными комплектующими была утилизирована.
Сегодня на сайте объявлений Авто ру за данную версию нивы просят от 250 до 450 тысяч рублей. Советую перейти на сайт и ознакомиться с предложениями.