Найти тему

ДЕНЬГИ И ДЕТИ. Зачем и сколько?

Оглавление
Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

1. Когда нужно обучать детей основам финансовой грамотности?

2. Стоит ли вступать со своими детьми в товарно-денежные отношения, т.е.использовать деньги для мотивации?

Два этих вопроса рано или поздно задают себе все родители.

Моё детство пришлось на эпоху СССР, и в этом своем абсолютно счастливом детстве о деньгах мы не думали в принципе, карманных денег у нас не было, игрушек было очень мало и причем они были общие для нас с сестрой, НО для нас тогдашних этого было абсолютно достаточно. И вот я выросла, вышла замуж, родила двух дочек и...начались бесконечные покупки игрушек. "Это же просто мечта", - думала я. Дети привыкли, что новые игрушки покупались очень часто. О покупках я не жалела, т.к. дочки играли много и увлеченно, сначала со мной, а потом самостоятельно. Игрушки были в основном у каждого ребенка свои, я не смогла тогда выстроить отношения между сестрами по принципу "у нас всё общее" (а нужно ли было?). Как итог, многие игрушки в двух экземплярах. Потом когда я насладилась процессом покупок, мест для хранения в детской совсем не осталось. Игрушки стали расползаться по всей квартире.

Я решила изменить тактику, вспоминая, что в моем детстве мы получали подарки исключительно на день рождения и Новый год. Новую тактику я объявила дочкам на семейном совете::

теперь раз в месяц в день зарплаты я стала выдавать им по 1000 руб. Конечно, я напомнила им, что от них требуется хорошее поведение, про чистку зубов и уборку игрушек я также не забыла.

Девчонки с энтузиазмом приняли новую игру! Цену деньгам они еще не знали. Возможно им казалось, что на 1000 руб.они смогут позволить себе что угодно. Первая "зарплата" их вдохновила и разочаровала одновременно. Первый урок финансовой грамотности был получен. Они долго ходили по магазину, интересовались ценами, размышляли потратить сейчас или сохранить до следующей зарплаты. Я предоставила им полную самостоятельность в пределах выделенных средств.

В последующие годы система "зарплаты" видоизменялась. По совету детского психолога мы отходили от настоящих денег, переходили на придуманную игровую семейную валюту. Психологи считают, что в детском возрасте очень трудно заставлять себя делать что-то, как например, почистить зубы, прописать страницу в прописях и прочее. Семейная валюта в этой концепции не обменивалась на деньги, а менялась на развлечения. Например, поездка в Кидбург или поход в боулингклуб.

Через пару лет мы вернулись к концепции "зарплаты", по сути к лимитированным карманным деньгам. Из семейной валюты мы просто выросли.

Успехи в финансовой грамотности определенно есть:

1. Старшая дочь освоилась очень быстро с самых первых своих "зарплат". Могла долго откладывать, а потом купить огромный набор Лего. Однажды накопила на красивые сережки на бабушкин день рождения!

2. Младшая дочь отличается более эмоциональным и имульсивным характером. Процесс сохранения или экономии непостижим до сих пор). Ну на то мы и все разные.

Еще одна важная сторона денежного вопроса: НАДО ЛИ давать ребенку деньги за хорошие оценки? За и против! Как Вы думаете?

Об этом напишу в следующей статье.

Буду благодарна за лайк!