Мой сын два года назад закончил школу, поступил в университет своей мечты, а три месяца назад запустил с другом стартап. Всего этого он добился сам, но так было не всегда. Когда ему было 14 лет, он бросил спорт, потерял мотивацию к учебе, скатился на тройки, начал пропускать школу, ему не хватало уверенности, побед, интереса. Как все поменялось? Сейчас расскажу!
Первые попытки
Сначала я рассматривала вариант военного училища, кадетский класс, где приучат к дисциплине, будут наставники. В какой-то момент уговорила попробовать военно-приключенческий-лагерь. Поехал, но горящих глаз от него не случилось.
Я поняла, что нужно что-то менять и начала искать другие решения. Так я нашла программы для подростков Маткласса.
В целом я искала сочетание физических испытаний и интересных интеллектуальных нагрузок. Понятно, что подростку очень важно физически проявить свою энергию, но при этом хочется, чтобы это были не бесконечные тренировки. Сын - интеллектуал, у него широкий кругозор, он и в футбол играет, и на фортепиано для души. Очень хотелось все это не потерять, ему явно нужна была интеллектуальная компания и решение сложных задач. Именно сочетание всего вышеназванного мне казалось важным.
Как мы нашли лагерь на Соловках
Совершенно случайно я записалась на вебинар о том, как научить подростка преодолевать трудности с энтузиазмом и узнала об образовательных программах Маткласса с походами, сплавами.
Никогда раньше я о них не слышала, рекомендаций от знакомых мам у меня не было. Сын к трудностям не привык, мы отдыхаем в комфортабельных отелях, в походах он раньше не был. Почему решила попробовать:
- Сын получил бы возможность выйти из зоны комфорта, проверить себя в жизненных ситуациях - грести на катамаране в команде, договариваться, готовить в походных условиях, собирать-разбирать палатки, рюкзак, адаптироваться к погоде.
- Насыщенная образовательная программа построена как решение исследовательских задач, то есть детям не объясняют, а дают самим находить идеи решения задач из разных наук (география, математика, геология, биология) с использованием имеющихся ресурсов и подхода теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
- Сын мог позвать друзей и это стало для него главным мотиватором поехать на программу.
- Наставники на программе мужчины с опытом походной, образовательной работы от 15 лет, что для подростка очень важно в плане авторитета.
И мне, и Ярославу в первый раз было страшно. Ярослав решился, основным аргументом были друзья, приключения, красивые неизведанные места Соловецкого архипелага.
Подросток доволен, а я спокойна
В день отъезда мы приехали на вокзал и попрощались. Дальше предстояли поезд, сплав, переезд на Соловецкий архипелаг, снова поезд и возвращение домой.
На маршруте не везде была стабильная связь и мобильные сразу сказали детям убрать, то есть дальше все новости я в основном получала из родительского чата, ребенку было некогда звонить. Поэтому публикую дальше заметки, которые отправляли педагоги в родительский чат.
Поезд
Первый день в поезде день был не просто перемещением из точки А в точку В, а был путешествием духа и интеллекта. 🎖🎯🎼
Еще в самом поезде ребята зря время не теряли: учились вязать узлы, играли в игры, начали решать задачи, знакомились.
После сытного завтрака провели организационное собрание. После мы вязали узлы и решали головоломки.
Узлы провязали, перевязали, связали и привязали. Особую симпатию - за сложность - получил узел «Обезьяний кулак».
После вкуснейшего обеда 🍤от компании РЖД приступили к решению сложных головоломок. Нужно было:
1. Расставить 15 треугольников на 45 точках.
2. Разделить пространство на 8 одинаковых участков.
3. Найти спрятанные корабли.
4. И многое другое.
Головоломки плавно перетекли в тихий час. 😴Который действительно был тихим.
Из тихого часа через интеллектуальные игры — сэт, делиссимо, кругозорник , этажики, — мы прямиков направились к ещё одному собранию. На собрании мы выбрали песню, которая станет гимном нашей смены. Подвели на собрании итоги головоломочной 🧩деятельности , поаплодировали лучшим. Выбрали песню и ушли ужинать.
И вот мы уже покидаем поезд. Выходим в Кемь, где нас ждёт ЗИЛ, который отвезёт нас к месту стоянки».
Первый день сплава
Для дежурных утро доброе началось в 8:30. За 30 минут до общего подъёма парни развели костер, натаскали воды для каши и чая.
После завтрака наш инструктор, турист с с тридцатилетним стажем рассказал детям о правилах проживания в лагере, о вопросах личной гигиены, о катамаранах, о технике гребли. Ребята слушали внимательно и позже даже цитировали: "Глубже весло. Нужно грести воду, а не пену".
После мастер класса стали собираться. Дети сами убирали палатки, собирали рюкзаки. Дежурные без пререканий помыли котлы и сожгли мусор.
В 15:30, после обеда, варёный рис с рыбными консервами, дети надели жилеты и сели на катамараны.
На половине пути мы причалили к берегу, подкрепились сухофруктами и орехами и поплыли дальше. В 20:30 мы причалили к месту стоянки. Чётко и без суеты ребята разгрузили катамараны, поставили палатки (полностью самостоятельно). Дежурные, уже новые, приготовили ужин. Самое сложное в приготовлении и приятное на вкус блюдо - макароны с тушенкой.
Второй день сплава
Наконец-то лесные духи перестали глушить нашу связь. А все потому, что мы добрались до вершины острова духов!
Собрались быстро. Отчалили вовремя. Вышли из озера Лежево 🏖и встретились с первыми порогами. Пороги были крайне обходительны с нами. Мило показывали нам языки, в которые мы не менее мило, сливались. Плыли бодро, ритмично, уже с пониманием дела. К вечеру приплыли на Остров Духов.👻💀☠️ .
Для ребят был организован квест. Дети были разделены на две команды. Случайным образом. Командам нужно было найти 9 деревянных жетонов. Жетоны были спрятаны рядом с тотемами-статуями-табличками-инсталляциями. Жетоны можно было найти по подсказкам.
Для мотивации был придуман и озвучен антиприз - чистка и запекание свежевыловленной щуки.
Третий день сплава
Наш длинный путь был насыщен порогами. Пороги были серьёзные. 🗺Перед некоторыми, - впоследствии это стало правилом, - мы чалились к берегу, выходили и анализировали. Анализировали, как лучше пройти, где обливняки с усами, где язык. Усердный анализ позволял проходить пороги, не застревая в них.
После порогов на тихой воде купались. К вечеру подошли к Киверисти. Но проходить его не стали. Разбили лагерь в живописнейшем месте, на пригорке. 🏔Чистейший воздух, мощный шум порога, высоченные сосны. Ребята видели зайца и ворона. В 20:00 все уже поужинали. После - свободное время. Можно было пойти и посмотреть на мощь порога Киверисти. Это сделали все и с большим удовольствием.
Четвертый день сплава
После завтрака дружной толпой под руководством инструктора Александра пошли анализировать порог Киверисти. Порог состоял из трех этапов. На каждом этапе важно было выделить основные струи, направления гребли. Дети слушали очень внимательно, даже несмотря на то, что Александр должен был ехать в каждой четвёрке. Солнце скрылось за тучами. Шёл мелкий дождь. Но настрой детей, желание пройти порог не убавилось.
Пятый день сплава
«Катались то на двушке , то на четвёрке. То снова на двушке, но с другим напарником или напарницей. Катания растянулись на два часа. Ребята с удовольствием таскали катамараны вверх по течению. Затаскивали и сливались, Затаскивали и сливались.
После покатушек мы провели соревнования по управлению катамараном, по гребле на скорость. Нужно было с берега всей командой запрыгнуть на катамаран, доплыть по тихой воде до противоположного берега, взять у Анатолия и Романа веточку и вместе с ней доплыть до Никиты Сергеевича. Первыми это сделали Миша, Сэм, Гриша. За это ребята получили свежевыпиленные медали.
После соревнований мы погрузили гермы, крепко их привязали и погребли дальше. Гребли легко и слаженно, по дороге видели бобра. 🦫Он мило плюхнулся в воду и сопровождал нас до порога. Ближе к вечеру, без анализа, ( он и не требовался) всей группой прошли три порога подряд и оказались рядом с цивилизацией. Рядом с цивилизацией мы развернули лагерь, получились рубить дрова и приготовили ужин».
Продолжение читайте здесь