К вопросу об окраске немецкой бронетехники в современных музеях.
О том, как выглядели натуральные «пятьдесят оттенков жёлтого» грунтовки немецкой бронетехники времён войны регулярно ведутся споры. Многочисленные профессионалы и любители доказывают каждый своё. А вот работники государственных музеев чаще всего такой «ерундой» не заморачиваются вовсе. И красят свои экспонаты так, как бог на душу положит, тем, что есть под рукой.
Нет, мы-то с вами знаем, что вся немецкая техника, да что там, всё немецкое снаряжение вообще, от танков и самолётов, до касок и пуговиц, было исключительно ярко-серое. А наше всё, в смысле, всё наше снаряжение, было ярчайше зелёное. На поле боя так и отличали друг друга. Памятники и экспонаты различных открытых площадок не дадут соврать ;-)
Но это мы знаем. А историки и специалисты всякие не знают :-) И заявляют, что у немцев на бронетехнике была жёлтая заводская грунтовка. Поверх которой они, немцы эти, и наносили всякий свой разноцветный камуфляж. Ну, или не наносили, а так на весёлом жёлтеньком и ездили. Как известно, «ред гоез фаста», а «гельб» тоже «бевейт шнеллер».
Занятно, но мотив «мы подбили/захватили немецкие танки/бронетранспортёры, а они выкрашены в жёлтый, значит их из Африки экстренно перебросили» в наших мемуарах встречается. Ну а потом из одних не вполне верных умозаключений делаются далеко идущие выводы. Про жёлтую жаркую Африку и бронетехнику, косяками перебрасываемую оттуда, из тамошних раскалённых песков, в наши заснеженные леса и болота. И потом в этих болотах тонущую. (На сколько я понимаю, красить в дункельгельб технику немцы стали только с февраля 1943 года, а их силы в Африке капитулировали уже в мае того же 1943-го. В общем Африка тут вообще ни при чём).
Вот такой типичный «африканский» представитель немецкой бронетехники имеется сейчас в Саратове.
Как видите, он был явно жёлтый (а значит выкрашенный для Африки, конечно же, как иначе). Но имеет уширенные гусеницы, вроде это осткеттен называется. (Или винтеркеттен всё же?). Специально разработанные немцами для наших прекрасных российских дорог. Вместо которых у нас, как известно, направления. А уж зимой наши дороги-направления раскрываются во всей красе.
Если не ошибаюсь, краткая история этого StuG 40, который сам по себе «ранний и редкий», такая. (Если не выдумывать несчастную Африку, конечно).
Самоходку подбили (или просто бросили?) ранней весной 1943 года, в районе города Великие Луки. Там она толи ушла под лёд озера, толи утонула в болоте. А может озеро, в котором этот StuG утонул, потом заболотилось. В общем, с железякой произошло то же самое, что с условными «костями динозавров» - попала в осадок и там сохранилась. В 2002 году её извлекли на свет божий. В качестве нашедших указана то поисковая группа «Высота», то поисковый клуб «Арьергард». Может это и одно и то же, я не знаю. А может и вовсе напутали с названиями. Достали самоходку в полном комплекте, со всей требухой, вплоть до сохранившейся окраски с маркировками. Можно было бы подремонтировать, почистить и восстановить до ходового состояния. Но…
Но некие граждане её разукомплектовали и всю начинку распродали налево. В итоге от почти комплектной машины остался один пустой металлический корпус.
Жаль, что распотрошили, жаль, что не восстановили, жаль, что нехорошие люди, нагревшие на этом руки, не понесли наказания (да ещё и остались неизвестными для непосвящённых). Жаль, что страна лишилась возможного необычного ходового музейного экземпляра. И жаль, что он попал на открытую площадку, да ещё и к нам в Саратов. Ибо тут ему неизбежно придёт карачун. Потому как любая открытая площадка с техникой воспринимается посетителями (особенно малолетними) как парк аттракционов. Залезть на крышу объекта и весело по ней прыгать – это норма. Ладно, если это танк. А если самолёт или автомобиль?
Тогда, в 2016-м, «первоначальный» окрас (который на фотографиях 2014 года), нанесённый по мотивам реального первоначального окраса, ещё просматривался. Сейчас уже нет.
И кстати, пояснительная табличка тогда, в 2016-м, была весьма занимательной. Как не процитировать её полностью. (Кроме ТТХ, разве что, ну кому они интересны?).
«Штурмовое орудие StuG 40 Aust.G [это не я опечатался, это так и было]. Самоходное штурмовое орудие StuG 40 Aust.G, выпущенное на предприятиях «Даймлер-Бенц», и оснащённое 75 мм пушкой Stuk 40 L/48, находилось на вооружении Вермахта с конца 1937 года. [вот прям эта модификация с 1937 года?] Данное штурмовое орудие входило в состав оперативной группы «Шевалери» группы армий «Центр», которой командовал генерал-фельдмаршал Ф.Клюге. [Ну, инициал «Ф» в многосоставном имени фон Клюге тоже был, но чаще-то он фигурирует как Ганс либо Гюнтер, «клюге Ганс» т.е. «умный Ганс», помните такое прозвище?] Оперативная группа «Шевалери» принимала участие в Великолукской оборонительной операции (ноябрь 1942 г. – февраль 1943 г.) против наступавших войск Красной Армии.
Оперативная группа «Шевалери» была загнана в болотистую местность и уничтожена соединениями Красной Армии, входившими в состав 3-ей [«3-ей», это ж надо было так написать!] Ударной Армии под командованием генерала К.Н.Галицкого.
Прицельным огнём артиллеристов и танкистов эта установка была выведена из строя и затонула. В этой же операции у деревни Чернушки совершил свой беспримерный подвиг Александр Матросов». [для чего приплели Матросова к данной самоходке – вообще непонятно]
Буквально через пару лет, при очередном «обновлении и покрасе», сопроводиловка приняла уже совсем другой вид. Видать, кто-то освоил интернет и Википедию.
«Самоходное штурмовое орудие StuG 40 Ausf.G. Является последней модификацией, разработанной фирмой «Даймлер-Бенц» штурмового орудия StuG III на базе танка PzKpfw III. Принято на вооружение в 1942 году. Предназначалось для борьбы с бронетехникой, а также для разрушения лёгких полевых сооружений и поражения живой силы противника. Орудие имело не вращающуюся многогранную боевую рубку [ей-богу, вот так изысканно и написано] и вооружалось 75-мм длинноствольной пушкой StuK 40/L48 и 7,92-мм пулемётом MG-34.На крыше рубки была установлена командирская башенка. Толщина лобовой брони была усилена за счёт навесных плит. В дальнейшем стали выпускаться машины с монолитной лобовой плитой толщиной 81 мм. Также изменилась масса пушки. [именно «масса» написано, не «маска»] StuG 40 Ausf.G была самой массовой модификацией, до 1945 г. было выпущено около 8 тыс. единиц. Данное орудие было поднято в 2002 г. поисковым отрядом «Высота» в Великолукском районе Псковской области».
Однако вернёмся к цвету. Из земных недр самоходку извлекли явственно жёлтой. С не менее явственными чёрными балкенкройцами и тактическими номерами. Но с каждым новым покрасом несуществующее «африканское» прошлое машины всё больше даёт о себе знать. Она всё желтеет и желтеет.
Какой-такой павлин-мавлин? В смысле, какой-такой дункельгельб? Цыплячьежёлтый!
Но не будем списывать со счетов и кривые руки фотографа. Который, за многие годы, так и не разобрался, как снимать, особенно в яркий солнечный день.
Впрочем, при очередых покрасах явно никто вообще не заморачивается, красят тем, что есть. А вы тут рассуждаете об аутентичных «оттенках жёлтого».