Картины художника Валерия Анатольевича Артамонова мы повстречали в нижегородской галерее. Посмотрели, подумали, поделились друг с другом впечатлениями... и не смогли прийти к единому мнению. Впервые за долгое время. Решили посоветоваться с друзьями-коллегами, но и там— как говорится — мнения разделились.
Зовём Вас, дорогой читатель, быть нашими судьями. Пусть Ваш голос станет решающим. А доводы «враждующих» сторон мы Вам сейчас предоставим.
Итак. Большинству из нас картины Артамонова понравились. Художник посвятил своё завидное трудолюбие и несомненный талант делу написания замечательных сельских пейзажей. Неизменно подходит к их выбору с огромным тщанием и пишет каждый из них «с душой». «Проходных» работ у мастера нет. Каждое полотно — полноценное, выразительное живописное повествование. История, рассказанная на универсальном языке изобразительного искусства. Ведь ароматы цветущих садов, мерный плеск речных волн и освежающая прохлада утреннего тумана не нуждаются в переводчике, не так ли? А техническое мастерство Артамонова таково, что зритель не усомнится в достоверности ландшафта. Услужливое воображение извлечёт из памяти акустические, тактильные, обонятельные ассоциации, усиливая эффект и дополняя нарратив. И аудитория, сама того не замечая, оставит позади «четвёртую стену» живописной композиции, отправляя воображение гулять по красочным просторам.
Кстати говоря: ради усиления этого эффекта Валерий Анатольевич постоянно «строит под ноги» зрителя то уютные лесные тропинки, то плавный поворот просёлочной дороги. То «выводит» на самый краешек береговой линии, то оставляет на вершине пологого холма, откуда так и хочется устремиться вниз, чтобы скорее очутиться по пояс в волнующемся море июньских трав.
А эти чудесные световоздушные эффекты, столь удачно применяемые мастером в изображении тумана! А это обилие фоновых деталей и недоминантных объектов! При первом взгляде на полотно они зачастую проходят мимо Вашего внимания, но позже, по мере «погружения» в работу, оказываются «триггерами», буквально переворачивающими весь посыл и атмосферу картины!
Словом, большая часть нашего маленького коллектива пребывает в восхищении от работ Артамонова. И слышать не желает никакой критики. Поэтому концовку данной статьи будет дописывать наше скептичное меньшинство. Прощаемся с Вами, дорогой читатель, и передаём слово. Что поделать, обещали.
«Много времени не займу. Из всего спектора критики выскажу только самую главную претензию. Считаю, что художник прекрасно работает с отдельными объектами, но далеко не всегда хорошо выстраивает их отношения. В итоге страдает общая атмосфера. Пейзаж становится набором эпизодов, делится на разграниченные контрастами участки, которые «дрейфуют» кто куда в потоке комплиментарных светлых тонов. Картина теряет целостность настроения и весомость смысла. На месте жизни появляется «пластмассовость». Словно ребёнок взял фигурки солдатиков из разных игровых наборов и пытается составить из них единый отряд.
Так происходит не на каждой картине Артамонова. Но там, где это случается — удовольствие доставляет только точность мазка, хороший свет и проработка каждого объекта в отдельности. Кажется, что одни прописаны тщательнее других. Рядом с тщательно проработанными отражениями в лужах лежащие на дороге камни кажутся случайными артефактами. На фоне фигуратива полевых цветов текстура дороги опять же выглядит как непрогрузившийся цифровой артефакт.
Поймите, пожалуйста, правильно. Большинство картин Валерия Артамонова понравились и мне. Особенно те, где нет изрядно «заезженной» темы заката и есть хоть немного ветра, оживляющего ландшафт движением листвы и трав. Спасибо.»
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо.