Это был вечер одноактных балетов. Про "Болеро" и "Шехерезаду" я уже рассказывала, смотрите внизу полное собрание сочинений )))
«Кармен-сюита» шла последней — не очень это было хорошо для ее восприятия.
Вы понимаете, «Шехерезада» - балет яркий, броский, одни костюмы и декорации легко могут затмить все, что идет дальше, даже «Лебединое озеро» или «Спящая красавица» покажутся скучными и пресными.
Я посмотрела в расписании – раньше «Шехерезада» была всегда вместе с «Жар-Птицей» или «Петрушкой», это логично, на мой взгляд - одна эпоха. А к одноактным балетам Елизарьева ставили его же «Кармину Бурану», что тоже разумно, получается как бы антология одного хореографа. По-видимому, у театра была чрезвычайная производственная необходимость — в опере, по слухам, какая-то перестройка случилась, поэтому неделю подряд шли только балеты, иначе вряд ли эти спектакли поставили бы вместе.
Но это еще не все.
И «Болеро», и «Кармен-сюита» хорошо известны как «визитные карточки» Майи Плисецкой, к ней как ни относись, а выбросить из головы вряд ли удастся. Поэтому, чтобы смотреть эти два балета в другой – то есть вот совсем в другой! – хореографии, с другими костюмами, с другой концепцией, в общем, на все это потребовалось серьезное усилие мозга.
В «Кармен-сюите» первые минут десять у меня прошли как раз в борьбе с привычными образами, поэтому впечатление получилось довольно нечеткое.
Костюмы очень аскетичные, и даже экономичные ))) Юбочки на мексиканскую бахрому порезаны ))) И цвет нейтральный; можно сказать, вообще никакого цвета...
Декораций нет в принципе, вместо цыганско-испанского колорита прослеживается скорее общечеловеческая тема трагического взаимонепонимания, насколько я могу судить. Художник - Евгений Лысик, кажется, он же оформлял балет «Спартак»; для Древнего Рима этот лаконичный стиль хорошо подходит, а здесь — ну я не знаю, специалистам виднее… Кстати, у него вскоре был юбилей, кажется, театр отмечал с большим размахом, несмотря на пандемию.
Тореадора и весь кордебалет, мне кажется, вполне можно было бы убрать, на развитие отношений главных героев они никак не влияют. То есть мне очень нравится Игорь Оношко сам по себе, но его персонаж тут явно лишний.
Вообще, если Альберто Алонсо следует за оперой, у него Тореадор – эдакий самодовольный мачо, а Хосе – неврастенического склада юноша, то балет Елизарьева ближе к источнику.
В новелле Мериме этот работник корриды на самом деле пикадор, то есть не самый важный персонаж, и ему уделено всего несколько строчек. Зато дон Хосе – ну очень крутой авторитет благородного происхождения, там на всех 50 страницах подчеркивается, что он именно дон, а не просто какой-нибудь Хосе )))
Исполнители, как мне кажется, подобраны очень хорошо. Для Людмилы Уланцевой своенравная цыганка – очень выигрышная партия, мне она здесь показалась очень убедительной.
Эван Капитен прекрасно смотрится как прилично воспитанный, но мрачноватый баск (то есть персонаж - баск, исполнитель, кажется, из центральной Франции), к тому же до смерти уставший от вечных капризов своей Карменситы.
Мы сидели довольно близко, и впервые за 6 лет – а мы давно уже ездим в Минскую оперу, как только рубль упал в два раза ))) – так вот, все время мне казалось, что этот белорусский француз только что вышел из училища, а тут удалось разглядеть, что он человек уже вполне взрослый.
Ближе ко второй части стал более привычным этот новый облик иберийских разбойников, и можно было обратить внимание на хореографию, несколько поддержек выглядели очень оригинальными.
Но в целом мне, конечно, придется посмотреть этот балет еще раз, чтобы составить о нем более стройное мнение.
Когда — и если - коронавирус закончится )))
Что-нибудь пропустили?
Вот полное собрание сочинений на тему "Театры"
"Путешествия" будут позже