Найти в Дзене

Как погибала моторота в боях за Таганрог.1941

выдержки из гл.7. книги МОТОРОТА. 9 октября 1941 года, прибыв в штаб 9-й армии, который временно находился в Шахтах, лейтенант Светлов, получил назначение в первую роту 26-го мотоциклетного полка. Полк был недавно переброшен на Таганрогский боевой участок. В эту пору осень была уже в полном разгаре. Октябрь 1941года выдался ненастным и сырым. Получив назначение, лейтенант Светлов с боевыми товарищами, на трёх мотоциклах прибыл на усиление мотоциклетного полка. Данное усиление выявилось, как недостаточное, когда они прибыли в расположение полка. Приехав в Каменск, где расположился штаб мотоциклетного полка, Сергей остановил мотоцикл возле небольшого дома с палисадником. Внимательно оглядевшись вокруг и неторопливо-твердой походкой поднялся на крыльцо, увитое виноградом, и прошел в комнату, где на диване, головой к окну, спал тучный майор, положив под голову большую, сильную руку. Сергей остановился в нерешительности. При виде безмятежного лица спящего он понял, что ему сразу не удастс

выдержки из гл.7. книги МОТОРОТА.

9 октября 1941 года, прибыв в штаб 9-й армии, который временно находился в Шахтах, лейтенант Светлов, получил назначение в первую роту 26-го мотоциклетного полка. Полк был недавно переброшен на Таганрогский боевой участок.

В эту пору осень была уже в полном разгаре. Октябрь 1941года выдался ненастным и сырым. Получив назначение, лейтенант Светлов с боевыми товарищами, на трёх мотоциклах прибыл на усиление мотоциклетного полка. Данное усиление выявилось, как недостаточное, когда они прибыли в расположение полка. Приехав в Каменск, где расположился штаб мотоциклетного полка, Сергей остановил мотоцикл возле небольшого дома с палисадником. Внимательно оглядевшись вокруг и неторопливо-твердой походкой поднялся на крыльцо, увитое виноградом, и прошел в комнату, где на диване, головой к окну, спал тучный майор, положив под голову большую, сильную руку.

Сергей остановился в нерешительности. При виде безмятежного лица

спящего он понял, что ему сразу не удастся перейти к делу, из-за которого

он прибыл в штаб. Этого он не мог предположить и медленно начал отступать к двери. Но тут дверь открылась и зашёл заместитель командира полка, громко стукнув дверью. От этого стука, майор проснулся и, быстро поднявшись, начал натягивать сапоги.

--Товарищ майор, назначен командиром роты в вверенный вам мотоциклетный полк – коротко доложил Светлов командиру полка.

Тот видно спросонья особо не прислушивался к его словам, сказал –

--Проходи. Так, что ты там говорил? Говоришь прибыл, а ты один прибыл? Я просил пополнение для усиления полка.

--Со мной прибыло пять бойцов с тремя мотоциклами, из них два с колясками и пулемётами.

--Как три? Да, какое это усиление полка тремя мотоциклами! А как же воевать с пятью бойцами. Было пятьдесят мотоциклов, стало пятьдесят три. Это много или мало? Командир полка посмотрел на своего заместителя, потом на лейтенанта и произнёс. - «Там в штабе армии наверное не услышали мою просьбу. Ну, что ж, будем воевать тем, что есть. Ну, давай, рассказывай лейтенант, как ты там, в пехоте воевал.»

Сергей вкратце рассказал о своём жизненном и военном пути. После короткого разговора майор приказал ему принимать первую роту, ехать знакомиться и размещаться.

В противоположность командиру полка, был заместитель командира полка. --Слушай Светлов, а ведь и мы над этими вопросами работаем постоянно. Взаимозаменяемость номеров расчёта или экипажа, это здорово. Ты пошёл ещё дальше. У тебя, кроме этого, есть бойцы в экипаже с владением других навыков или специальностей. Ладно, принимай роту, потом поговорим. Хорошую идею ты привёз и, причём, уже готовую.

--Да, мы это с первых дней войны внедряем. От этого зависит очень многое. Здесь и умение воевать, выживать, сохранять солдат, выигрывать поединки с фашистами. Немцы ведь пришли к нам, уже имея опыт войны в Европе, а техника у них какая? Вот мы и используем то, что они нам принесли.- Сергей рассказал, несколько смутившись. Он не любил хвастаться, а объясняя свой опыт, приходилось вникать в подробности. Со стороны могло показаться, что он специально так рассказывает, чтобы все видели, какой он есть герой. Но впечатление от его рассказа у заместителя было вполне адекватным, ведь Сергей был искренен и честен по отношению к себе и ситуациям, о которых говорил. Так, что зря ему казалось, что выглядит он не совсем удачно. Его искренность воспринималась нормально.

Сергей вышел от заместителя командира полка с таким впечатлением, будто побывали на беседе у отца. Майор Абрамов был исключительным человеком, высокоэрудированный и грамотный не только в военном деле. В полку его звали батей. Он в полной мере отвечал этому имени. У заместителя командира полка по политчасти майора Матросова была непродолжительная беседа. На этом представления начальству закончились.

Закончив дела в штабе Сергей отправился со своими бойцами в расположение роты. На молодого лейтенанта вдруг навалилось столько забот, что он и не знал, с чего и начать: пристрелять ли в первую очередь новёхонькие пулемёты, начать ли немедленное обучение только что прибывшего пополнения, из ранее не служивших или сперва заняться ротным хозяйством? А мотоциклы в роте какие есть и в каком состоянии? Всё нужно было проверить и посмотреть самому. Но сначала нужно было познакомиться с заместителями в роте. Младший политрук - комиссар мотоциклетной роты отдельного мотоциклетного полка Ракитин. Награждён медалью «За отвагу.» Так, это хорошо. Помощник командира роты красноармеец Ленский Игорь. К нему подошёл и представился :

--Заместитель командира мотоциклетной роты лейтенант Птицын.

--Расскажите о себе.

--Я начинал войну в 9-м мотоциклетном полку 7 механизированного корпуса. Он был сформирован на базе 1-го мотоциклетного батальона. Командир - полковник Труфанов. Перед войной дислоцировался в Москве. В составе корпуса участвовал в контрударе в районе Сенно, Лепель в июле 1941 года. После расформирования корпуса входил в состав сводного отряда Витебского направления, это было в июле 1941 года. Потом был ранен и из госпиталя меня направили сюда. Немного хромаю, да заживёт нога, главное бить фашистов. Представлен дважды; к медали и к ордену. Но почему-то не дали ни ордена, ни медали. Да не в этом дело, главное я в строю.

Наскоро познакомившись, он отпустил свой штаб, как он его назвал, и приступил к хозяйственным вопросам.

Заботы одолевали, но решал он их быстро и сноровисто. Хозяйство оказалось на редкость запущенным. Его предшественник был филологом по специальности и больше времени уделял процессу рассуждений. Этого нельзя было делать, так как не успеешь основное дело делать. Рота, она как живой организм требует постоянного внимания и приказы идут один за другим, и задания идут постоянно. Мотоциклетная рота это вообще что-то необъяснимое: и моторы, и люди, и железо, и горючее, и вооружение. Какое состояние солдат, мотоциклов и оружия. Нужно научить, проконтролировать, достать, а ещё заботиться и выполнять. Весь день можно посвятить этим замечательным функциям и далеко за полночь можно спросить себя: а всё ли ты сделал, уважаемый командир? Оказывается за ротой числится огромное количество всякого добра: шинели, противогазы, ботинки, сапоги и прочее. Одних только мотоциклов сто двадцать, плащ-палаток двести десять! В роте в два раза больше численность, чем есть на самом деле. А тут имущества и оружия на такую сумму, что век плати – не расплатишься. Годами, что ли, потери не списывались? Кроме мотоциклов в графе транспортные средства было дописано: «Пять с половиной, конские единицы». Ну то, что пять понятно, а половинка как могла числиться: по весу или по росту? Пришлось вызывать старшину и разбираться.

Старшина пришёл и доложил, что сам прибыл только неделю назад и ещё не успел войти в курс дела полностью.

--Товарищ лейтенант, за два дня мы с писарем разберёмся и я вам доложу. Все документы на складах поднимем. Всё приведём в порядок. А пока вот подпишите акт и ведомость о принятии фактического наличия. И акт и ведомость он подписал, потом проверил вещевое довольствие бойцов, потом произвёл осмотр мототехники, наличие запасных частей, боеприпасов и многое другое. У старшины была даже швейная машинка, но кто ею шил он спрашивать пока не стал.

Вскоре старшина принёс списки бойцов всей роты. Там были сведения обо всех и обо всём. Кроме того, в этом списке старшина Горячев дополнительно указал также личностные характеристики своих бойцов - этот горяч, в бою может иногда терять осмотрительность, тот слегка тугодум, но зато исполнителен и старателен - и так далее, по каждому. Сергей, пробегая глазами листок и выхватывая взглядом отдельные характеристики, не переставал восхищаться столь ценным для него приобретением, как этот немолодой старшина, благодаря предусмотрительности которого каждого нового бойца сразу можно будет использовать с максимальной эффективностью. Этот подход был для лейтенанта нов. С особым и вполне понятным интересом Сергей зацепился взглядом за то место в списке, где Горячев указал информацию о себе. Старшина-сверхсрочник кавалерист, 1905 года рождения, родом из донских казаков.

--Старшина, расскажите о себе.

--Да, что там рассказывать. Жизнь тяжеловатая была. Жили мы бедновато. Вся моя семья померла от тифа, а я сам выжил. В Гражданскую войну казаки разделились на белых и красных и в ходе этой бело-красной казачьей междоусобицы, я прибился к пулемётной команде в конной армии Будённого. Потом остался на сверхсрочную службу, окончил с отличием пулемётные курсы, успел послужить в кадровом составе частей особого назначения. Потом снова курсы - на этот раз снайперов. Сейчас воюю ещё с белофинской, там успел поработать снайпером, ловил вражеских разведчиков и диверсантов. Был дважды ранен, награжден медалью "За отвагу" и медалью "За боевые заслуги".

--Отлично, хороший боевой путь. Можете, командиров взводов позвать, нужно и с ними познакомиться. – Старшина вышел, а Сергей взял второй листок в записью о командире первого взвода. Он решил, пока есть время наедине переговорить с командирами, чтобы определить отличительные особенности каждого. Ведь задачи и приказы им придётся выполнять самые разные и от командиров многое зависит на войне.

Дверь распахнулась и на пороге стоял совсем юный офицер.

--Командир первого взвода младший лейтенант Свиридов- представился вошедший.

--Расскажите о себе

--В июле 1941года служил в 8-м мотоциклетном полку под командованием майора Белика в 5-м механизированном корпусе. Совершал рейды в тыл противника в составе групп. В составе отряда с 15 по 30 июля 1941 года, состоящего из двух мотоциклетных рот, батареи противотанковых орудий и трёх машин БА-10 мы заняли оборону по западному берегу реки Днепр. Обороняли переправу в районе деревни Сырокоренье. Там сдерживали наступление численно превосходящих сил противника, препятствуя ему выйти на коммуникации 20-й армии и 5-го механизированного корпуса. Награждён медалью «За отвагу». Коротко доложив о себе и ответив на вопросы командира роты, Свиридов вышел, пригласив следующего.

Зашёл командир второго взвода старший сержант Ароян. Он вкратце рассказал о том, что «начинал войну в июне 1941года в 4-м мотоциклетном полку у полковника Собакина, в 6-м механизированном корпусе РККА. Основной проблемой при ведении боевых действий было горючее и боеприпасы. В частях дивизии горючее быстро закончилось, заправку производить не представлялось никакой возможности, из-за отсутствия тары и головных складов. Заправлялись, как могли. Однажды удалось заполучить одну заправку из сгоревших складов, а потом ГСМ добывали, как кто сумел. Вообще войну в Белоруссии можно назвать избиением безоружных. Дорогу Волковыск - Слоним солдаты называли «дорогой смерти». В конце июня 1941года район этого шоссе было завалено брошенными танками, сгоревшими автомашинами, разбитыми пушками. В некоторых местах скопление техники было столь велико, что прямое и объездное движение на транспорте было невозможно. Но самое главное - на этой дороге полегла огромная масса солдат и офицеров пытавшихся пробить кольцо окружения. Здесь завершил свой боевой путь наш 6-й механизированный корпус. Лишь несколько сотен бойцов небольшими группами вырвались из окружения пешком. За это время мы кое-чему научились».

Рано утром 21 октября 1941года соединения немецкого моторизованного корпуса начали наступление, нанося главный удар в направлении на Ростов.

21 и 22 октября снова пошли проливные дожди, и дороги превратились в настоящее болото. Наступление немецких войск значительно замедлилось. Задерживалась доставка на фронт горючего, продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Снизилась температура воздуха, а у немцев в войсках не было зимнего обмундирования. 23 октября погода улучшилась, и теперь уже советские войска предприняли ряд контратак против наступающих горнострелковой, танковой дивизии Викинг и «Лейбштандарта СС». Эти контратаки были отбиты ценой больших потерь. В связи с недостатком горючего и боеприпасов, немецкая стальная армада остановилась и перешла к обороне на всей 70-километровой линии фронта.

25 октября фронт стабилизировался. Это продолжалось около двух недель. В конце октября части танковой дивизии находились в районе поселка Политотдельское. Сама танковая дивизия находилась в районе балки Донской Чулек.

Заканчивался октябрь и начинался новый этап боёв. Можно было предполагать, что противник именно в районе Дьяково постарается нанести мощный танковый удар: ведь в случае успеха он смог бы одновременно угрожать Ростову и тылам Донбасской группировки Красной Армии. Это подтверждалось данными войсковой разведки, которая доносила, что немцы силами танкового корпуса сосредоточились на западном берегу реки Миус, готовые форсировать водную преграду.

В эти осенние дни, бои шли ещё на дальних подступах к Ростову.

Ремонтные бригады производили восстановительные работы мотоциклов и автомашин вместе с водителями мотоциклов, но эти меры не сильно помогали. Боеспособность подразделений становилась угрожающе низкой.

Пишите в комментариях ваши замечания.

Дорогие друзья! Если вам понравилась моя статья, и вы смогли узнать полезную информацию для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для меня! Это также очень поможет развитию и расширению канала!