Найти тему

ЕЗДРА 1: УКАЗ КИРА О ВОЗВРАЩЕНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

(Ездра 1)

В старом гимне поётся: «Бог действует непостижимым образом, творя Свои чудеса». Трудно найти более впечатляющий пример Божьего провидения, чем тот, что содержится в Езд. 1. Книга Ездры повествует о возвращении евреев в свою землю, о начале восстановления храма сразу же по их прибытии, и о реформации их религии. Что послужило толчком этих событий? Согласно Езд. 1, всё началось с указа Кира, Мидо-Персидского императора, языческого правителя. Бог использовал языческого царя для осуществления Своего замысла в отношении Своего избранного народа.

В первой главе говорится о начале возрождения Израиля, приблизительно за восемьдесят лет до прибытия Ездры в Иерусалим. В ней мы читаем об указе царя, по которому пленникам было разрешено вернуться домой, и о том, как Кир Великий возвратил им уцелевшие храмовые сокровища, которые похитил Навуходоносор.

ОБРАЩЕНИЕ КИРА К ИУДЕЯМ В ИЗГНАНИИ (1:1-4)

«В первый год Кира, царя персидского, во исполнение слова Господа из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: “Так говорит Кир, царь персидский: Все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас ― из всего народа Его, ― да будет Бог его с ним, и пусть он идёт в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы они ни жили, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме”».

Книга начинается с указа, по которому Божий народ получал освобождение и разрешение идти в землю своих отцов (см. 2 Пар. 36:22, 23).

Стих 1. Первый год Кира, царя персидского ― вероятно, это 539 г. до н.э., когда Вавилон был захвачен Персией, и иудеи оказались под властью Кира II. О том, что это был официальный указ, свидетельствует тот факт, что он должен был быть повсеместно объявлен (возможно, зачитан глашатаями по всему царству) и записан (по-видимому, для всеобщего обозрения). В свете последующих событий было важно, что указ был задокументирован и помещён в персидский архив, где впоследствии его и нашли (см. 6:1-5).

Обращение Кира произошло во исполнение слова Господа из уст Иеремии. Указ царя исполнил пророчество Иеремии о том, что Божий народ вернётся в землю своих отцов после «семидесяти лет» плена (Иер. 25:11; 29:4-10). Эти семьдесят лет могут быть периодом времени между первой депортацией (около 605 г. до н.э.) и первым возвращением (около 538 г. до н.э.), или периодом между разрушением храма (около 586 г. до н.э.) и завершением его восстановления (около 516 г. до н.э.). Другой возможный вариант: считать «семьдесят» символическим числом, означающим полноту или завершённость времён.

Обнародованный указ был возможен, поскольку возбудил Господь дух Кира. Это означает, что Он «коснулся сердца Кира», той части Кира, которая верила, думала и принимала решения. В Международном Библейском Обществе читаем: «Господь пробудил дух Кира», а в Восстановительном Переводе: «Иегова пробудил дух Кира». Кир издал указ, но именно Бог был первопричиной возвращения народа в Иерусалим.

Стихи 2, 3. Разрешение иудеям вернуться домой, в Иерусалим, в Иудею, и восстановить свой храм было продолжением политики Кира по отношению к пленным народам. Вавилоняне насильно переселяли другие народы, забирали их идолов и устанавливали их в вавилонских храмах.

В отличие от них, Кир, захватив Вавилон, поощрял бывших жителей завоёванных земель возвращаться домой, возвращал им их идолов и просил молиться своим богам о нём. Свидетельство этому мы находим в Цилиндре Кира, обнаруженном в Вавилоне в 1879 г.:

«Я вернул на свои места в [эти] священные города по ту сторону Тигра, в святилища, которые в течение долгого времени были в руинах, богов, которые [прежде] жили там. Я собрал всех их [прежних] жителей и вернул в их жилища. По повелению Мардука, великого владыки, всех богов Шумера и Аккада, которых Набонид, ко гневу владыки богов, привёз в Вавилон, я вернул в целостности в их [прежние] святилища, в их жилища, которыми они довольны. Пусть все боги, которых я вернул в их священные города, молятся Белу и Набу о долгой жизни для меня…»

Так как Бог евреев был невидимым, Кир мог восстановить лишь Его видимые символы, а именно, храм в Иерусалиме и храмовую утварь.

Кир сказал, что Господь дал ему все царства земли и повелел ему построить Ему дом в Иерусалиме. Он использовал личное имя Бога («Господь», «Яхве»), но это не является доказательством того, что он верил в единого истинного Бога. В древние времена для правителей было обычным делом признавать существование и могущество многих богов; в зависимости от ситуации они прославляли то одного, то другого, говоря о нём, как о единственном боге. Это как человек, который, являясь жителем одного царства, находится с визитом в другом царстве и, обращаясь к правителю другого царства, называет его «царём», хотя сам остаётся преданным своему правителю. Поэтому, несмотря на то, что Кир объяснял свой успех волей Господа, он как политеист, вероятно, воздавал хвалу и другим богам за те же достижения. Захватив Вавилон, Кир продемонстрировал свою приверженность и другим богам. Он говорил о Мардуке, верховном боге вавилонян, как о своём личном божестве, несмотря на то, что сам был персом, и, следовательно, должен был поклоняться в первую очередь персидским богам.

Какими бы ни были его личные религиозные убеждения, слова Кира свидетельствуют о его неверном понимании Бога. Кир назвал «Господа»: Бог небесный, Бог Израилев и Бог, Который в Иерусалиме. Действительно, «Господь» ― это «Бог небесный» и «Бог Израиля»; но ни один истинно верующий не скажет о Нём как о «Боге, Который в Иерусалиме», ибо Он ― вездесущий. Такое описание «отражает политеизм Кира, который заключается в признании им одного бога в Иерусалиме, и других богов ― в иных местах» (Ратцлафф).

Конечно, Киру не обязательно было верить в Господа, чтобы послужить орудием в Его руках. Библия даёт ясно понять, что Бог может использовать любого для достижения Своей Божественной цели. Какими бы могущественными ни были земные цари, Бог намного могущественнее. Он ― суверенный правитель всего, «Царь царствующих и Господь господствующих» (см. 1 Тим. 6:15). Вся власть исходит от Бога: «Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его кому хочет!» (Дан. 4:29); «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Его властью «мы… живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Когда Пилат угрожал Иисусу своей властью, Иисус ответил: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11).

Не стоит удивляться тому, что Бог для осуществления Своих замыслов действовал через Кира, неверующего, царя-политеиста, человека, который не знал, что исполняет волю Господа. В Библии содержится много примеров того, как Бог использовал языческих правителей в Своих целях. Когда враги Божьего народа одерживали военные победы, это происходило всегда только потому, что Бог это допускал. О захвате Израиля Ассирией и депортации его жителей 4 Цар. 17:23 говорит так: «Господь… отверг Израиля от лица Своего… . И переселён Израиль из земли своей…»

В данном случае Бог использовал Кира во исполнение пророчеств Исайи. В Ис. 44:28―45:5 Бог назвал Кира Своим «пастырем» и Своим «помазанником», говоря, что Он поставит Кира над всей империей ради Израиля. Он указал, что через Кира начнётся восстановление Иерусалима и храма. По сути, Кир стал орудием в Божьих руках. Господь сказал о нём: «Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня» (Ис. 45:5). Согласно небогодухновенному преданию, Кир прочитал эти пророчества в книге Исайи, и это побудило его издать указ о возвращении иудеев, но нет доказательств достоверности этого предания.

Стих 4. Возвращение Иудеи представлено в этом отрывке как своего рода второй исход. Израильтяне провели четыре столетия в египетском рабстве; их потомки из южного царства провели семьдесят лет в изгнании в Вавилоне. Подобно тому, как Бог вывел Свой народ из Египта, так Он вывел и это поколение евреев из Вавилона.

Все евреи, которым позволено было вернуться в Иудею, названы оставшиеся или «уцелевшие» (Международное Библейское Общество). Это слово ― перевод причастия от глагола ша’ар, однокоренного существительному «остаток», ше’ар в Ис. 10:20-22. «Во всех местах, где бы они ни жили» можно перевести более буквально «во всех местах, где бы они не останавливались». «Останавливались» происходит от глагола гур, который означает «жить как пришелец». Вавилонский плен был не навечно.

Указ предоставлял возможность вернуться всем евреям; но большинство, обретя комфорт и благополучие в Вавилоне, предпочли остаться там. Они были призваны помочь щедрыми дарами тем, кто решил вернуться. Кир велел: «Пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме». Эти дары должны были поддержать переселенцев как во время их пути, так и при обустройстве на месте. «Доброхотное даяние», очевидно, предназначалось для восстановления храма. Это напоминает читателю о доброхотных дарах, которые приносили израильтяне во время строительства скинии (Исх. 35:20―36:7). Возможно также, что и соседям израильтян, которые были из других народов, была предоставлена возможность помочь евреям в их путешествии (см. 1:6).

ОТКЛИК ИУДЕЕВ И ДАРЫ ДЛЯ ХРАМА (1:5-11)

«И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники, и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. И все соседи их помогали им серебряными сосудами, золотом, иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для храма. И царь Кир вынес сосуды дома Господнего, которые Навуходоносор взял из Иерусалима и положил в доме бога своего, и вынес их Кир, царь персидский, рукой Мифредата, хранителя сокровищ, а он счётом сдал их Шешбацару, князю Иудину. И вот число их: блюд золотых тридцать, блюд серебряных тысяча, ножей двадцать девять, чаш золотых тридцать, чаш серебряных двойных четыреста десять, других сосудов тысяча. Всех сосудов, золотых и серебряных, пять тысяч четыреста. Всё это взял с собою Шешбацар, при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим».

Стих 5. Иудеи в Вавилоне с одобрением отнеслись к указу Кира. А именно, главы семей Иудиных и Вениаминовых (два колена, которые составляли южное царство) и священники, и левиты, и всякий, в ком возбудил Бог дух его вернуться. Бог действовал, побуждая людей делать то, что Он хотел от них. Откликнувшись на приглашение вернуться на родину, они были движимы не ностальгическими чувствами и не возможностью обрести свободу или стать более успешными. Скорее, ими руководило желание отстроить храм Господа.

Бог использовал малочисленную группу из Своего народа для достижения Своей великой цели. Дерек Киднер отмечает, что хотя северное царство распалось за двести лет до этих событий, маленькое царство Иудея (в которое входили некоторые представители из других племён) можно было по-прежнему называть «Израиль» (1:3; 2:2). Он пишет: «Сейчас Господь, словно, чтобы подчеркнуть, что Он не Бог больших батальонов, побудил действовать лишь малый остаток этого остатка».

Стих 6. Некоторые не пожелали вернуться, но даже они приняли активное участие в этом великом предприятии. Фраза «И все соседи их» означала евреев, которые решили остаться в Вавилоне, хотя она также могла подразумевать и их соседей язычников. Те, кто жили в Вавилоне, давали щедрые даяния, как повелел Кир. Таким образом, они помогали переселенцам в их миссии. В еврейском тексте буквально сказано: «укрепили их руки» (Восстановительный Перевод). Они делали это, обеспечивая их серебряными сосудами, золотом, а также другим имуществом, и скотом, и дорогими вещами. Кроме того, они давали доброхотные даяния, которые должны были финансово помочь восстановить храм. Слова 1:6 напоминают нам, как израильтяне приобрели «серебряные вещи и золотые вещи» у египтян, обобрав их во время исхода (Исх. 12:35, 36).

Стих 7. Сам царь Кир способствовал восстановлению богослужения в храме, вернув иудеям то, что Навуходоносор забрал у них: сосуды, вынесенные из дома Господнего в Иерусалиме. Эти предметы были захвачены во время трёх нападений на Иерусалим: в 605 г. до н.э. (Дан. 1:1, 2), в 597 г. до н.э. (4 Цар. 24:13) и в 586 г. до н.э., когда храм был разрушен (4 Цар. 25:13-17). Навуходоносор принёс эти сосуды в Вавилон и положил их в доме бога своего (Дан. 1:2). Некоторые из них Валтасар приказал принести на пир, описанный в Дан. 5:1-4.

Стих 8. Кир вынес эти предметы рукой Мифредата, хранителя сокровищ, который затем передал их Шешбацару. Он назван князем Иудиным, но слово «князь» (наси), не обязательно означает, что он был царской крови (то есть, потомком Давида). Это еврейское слово также может означать «правитель» или «лидер».

Шешбацар также упоминается в Езд. 5:14-16, но о нём не говорится в отчёте о фактическом восстановлении храма. Скорее, руководство евреями в этом предприятии признаётся за Зоровавелем (вместе с Иисусом, первосвященником, 3:2). Существует несколько предположений об отношениях между Шешбацаром и Зоровавелем: (1) Шешбацар мог бы быть «князем Иудиным» в том смысле, что он был номинальным главой пленённого остатка, в то время как Зоровавель мог бы быть человеком, ответственным за административное управление (подобно тому, как в Англии есть и король или королева и премьер-министр). (2) Другое предположение состоит в том, что в некотором смысле оба эти человека могли разделять свои обязанности. Один мог быть хранителем сокровищ (что-то вроде главного казначея), а другой был основным руководителем/администратором. Возможно, также, что они поочерёдно служили наместниками в Иудее или то, что один вернулся раньше другого. (3) Некоторые комментаторы предполагают, что «Шешбацар» было другим именем Зоровавеля (подобно, как у Даниила и его трёх друзей были и еврейские и вавилонские имена). Против этого предположения говорит тот факт, что и «Шешбацар» и «Зоровавель» были явно вавилонскими именами. (4) Возможно, что Шешбацар возглавлял еврейское общество, когда первые переселенцы покидали Вавилон, а Зоровавель по какой-то причине стал их лидером после прибытия в Иудею.

Стихи 9-11. Автор текста продемонстрировал свою склонность к перечислению деталей, указав сколько предметов храмовой утвари было возвращено. Даже по сегодняшним меркам общая сумма сокровищ огромная:

«…блюд золотых тридцать, блюд серебряных тысяча, ножей двадцать девять, чаш золотых тридцать, чаш серебряных двойных четыреста десять, других сосудов тысяча…»

При поверхностном прочтении возникает проблема с общим количеством пять тысяч четыреста, так как это явно не количество перечисленных отдельных предметов (2,499). Эдвин Ямаучи объясняет эту разницу тем, что, возможно, «были уточнены только большие и наиболее ценные сосуды». Все эти золотые и серебряные предметы были переданы Шешбацару, которому было поручено доставить эти сокровища с переселенцами из Вавилона в Иерусалим. По мнению Кита Шовилла, автор «стремился подчеркнуть преемственность между Храмом Соломона и Вторым Храмом. Хотя Второй Храм был абсолютно новым строением, в обоих использовались одни и те же сосуды».

Глава 1 заканчивается темой, которой пронизаны первые шесть глав книги: выход Божьего народа из Вавилона, прибытие в Иерусалим и восстановление храма Господня.