Найти тему
Доктор online

Украденная красота: Анна Карина - жена и муза Жана-Люка Годара

Семнадцатилетняя Ханна Карин Бларке Байер сиротливо стояла в парижском аэропорту Шарля де Голля и медлила, не решаясь сделать первый шаг. Пассажиры один за другим получали багаж и исчезали за бесшумными стеклянными дверями, растворяясь среди шума улицы и сигналов такси.

Еще вчера она покупала хлеб и масло к завтраку в родном Копенгагене, а вечером готовила ужин дедушке. Ханна вышла из здания аэропорта. По французски она не знала ни слова и каким-то образом объяснила таксисту, что ей надо в Сен-Жермен. Пока они мчались по улицам, Ханна с восторгом рассматривала мокрые тротуары, цветные зонтики и яркие наряды парижанок. У нее было всего лишь одно платье - черного цвета и единственные туфли.

Вместе со своей бабушкой, которая и воспитала Ханну, девушка ходила на множество кастингов. В 1957 году она окончила школу танцев. В этом же году Ханна Карин дебютировала в фильме "Девушка в башмачках". Картина была отмечена на Каннском кинофестивале, и актриса решила, что ей стоит искать славы в Париже.

В Париже она с трудом нашла датскую церковь, где попросила пастора помочь найти ей комнату. На следующее утро в кафе в аккуратно отглаженном черном платье она пила ароматный кофе с круассанами. Внезапно какой-то мужчина бесцеремонно подсел за ее столик: "Как, мадемуазель не говорит по-французски? А она говорит по-английски? Совсем чуть-чуть? Хорошо!" Он представился фотографом и ему нужна девушка для съемки в журнале "Дни Франции".

Ханна Карин Бларке Байер.
Ханна Карин Бларке Байер.

На следующий день она подъехала по указанному адресу, немного опасаясь. Ее окружили какие-то люди с ворохом одежды, нарисовали стрелки на веках, наклеили ресницы, заставили перемерить кучу вещей под непрерывное щелканье затвора фотоаппарата. После съемки гример протянул ей листок с адресом агенства, которому нужны новые лица. Так прекрасная датчанка стала моделью.

Однажды в редакции модного журнала к ней обратилась немолодая дама в узком черном платье: "Как тебя зовут, деточка?" - "Ханна Карин Бларке Байер" - гордо ответила девушка. Дама всплеснула руками: "Какой ужас! Это имя тебе не подходит! Надо придумать что-то оригинальное! Да, решено с этого дня тебя зовут Анна Карина..." Этой дамой оказалась сама Коко Шанель.

С этого времени у девушки дела пошли в гору. Она снялась для обложки знаменитого французского журнала мод и целой серии рекламных роликов. Анна Карина рекламировала зубную пасту и туалетное мыло. Вскоре бы юная красотка вышла бы замуж за богатого буржуа, родила бы ему троих детей, жила бы в роскоши и скуке, меняла бы любовников и наряды, сплетничала бы с приятельницами и путешествовала бы на собственной яхте. Все бы было именно так, но рекламный ролик, в котором Анна Карина лежала в мыльной пене в роскошной ванной попался на глаза молодому режиссеру Жан-Люку Годару.

Ханна Карин Бларке Байер.
Ханна Карин Бларке Байер.

Он влюбился в это лицо с первого взгляда. Прелестное, детское, с огромными прозрачными глазами, тонким профилем и нежной улыбкой. Он не сомневался, что мыло - дрянь, хотя стоит недешево, да и вообще он ненавидел телерекламу. Но девушка была прекрасна.

В 1960 году Жан-Люк Годар опубликовал шуточное объявление, что ищет актрису и спутницу жизни от 18 до 27 лет для съемок в новом фильме "Маленький солдат". На тот момент он уже представлял себе актрису на главную роль. Ей должна была стать датчанка Анна Карина, с которой они уже были знакомы.

Когда Жан-Люк Годар в первый раз предложил Анне сняться у него в фильме "На последнем дыхании", она отказалась, потому что предполагались сцены с обнаженной натурой. Недоумевающий Годар намекнул Анне, что ее дебют на экранах состоялся в рекламе Palmolive, где она лежала в ванне. "С ума сошел? Там практически все скрывала пена, - ответила Карина, - и к тому же под пеной я была в купальнике".

С Жан-Люком Годаром.
С Жан-Люком Годаром.

Но на этот раз Анна Карина ответила согласием. Годар пригласил ее в свой офис, чтобы подписать контракт. Она спросила, должна ли она будет раздеваться в кадре. Годар сказал, что это будет политический фильм.

-4

Вскоре после подписания контракта, Годар издал это шуточное объявление. Он надеялся, что Карина прочтет его и поймет, что он испытывает к ней чувства. Но она не заметила его. Зато его прочитала ее консьержка, которая распустила слухи, что Карине роль в этом фильме досталась через постель.

Оскорбленная и вся в слезах, она помчалась в офис к Годару, что разорвать контракт. Годар обозвал ее персонажем из сказок Андерсона, намекая на ее датские корни, и подарил ей огромный букет красных роз. Карина простила его.

И, тем не менее, Карина до сих пор ничего не подозревала о чувствах Годара. "Это случилось во время съемок в Женеве. Это была странная история любви с самого начала. Я видела, как Жан-Люк постоянно на меня смотрел, а я смотрела на него, и так весь день", - рассказывала актриса. А потом Анна сказала Годару: "Ты - единственный человек в этом мире, которого я люблю!" Тяжело вздохнув, он произнес: "О, мой Бог!"

-5

Их свадьба состоялась 3 июня 1961 года. На ней присутствовали только самые близкие друзья Анны Карины и Годара. Через час гости за столом заговорили о кино, монтаже, звуке и прочих совершенно не интересных вещах...

Анне стало скучно и грустно. Она изо всех сил старалась жить интересами Жан-Люка, вот только он не становился от этого ближе и понятнее.

-6

А на шумном вечере французских кинематографистов она услышала, что ее муж -гений. Анри Ланглуа долго и пламенно говорил о новом кино и его задачах, а потом сказал , что весь кинематограф можно разделить на до Годара и после. На этом же вечере ее назвали музой Годара и с интересом рассматривали худенькую и страшно смущенную Анну. Тогда же она дала первое в жизни интервью. Ее спросили, в каком фильме она хотела бы сыграть, и она честно призналась, что в музыкальной комедии.

Потом к ней подошел режиссер Мишель Девиль и пригласил на пробы в свой фильм "Завтра или никогда". Анна растерянно поискала глазами мужа - тот увлеченно говорил с Франсуа Трюффо и его спутницей. Годар обсуждал свой новый проект - фильм "Женщина есть женщина" и говорил, что ищет актрису на по всему Парижу. После долгих раздумий он все же решил утвердить на эту роль Марину Влади.

"Женщина есть женщина". Анна Карина с Жаном-Полем Бельмондо.
"Женщина есть женщина". Анна Карина с Жаном-Полем Бельмондо.

Вскоре ему позвонил Девиль и попросил заехать посмотреть пробы Анны Карины. Годар приехал раздраженный и приготовился критиковать всех и все. Но когда выключили свет и на экране замелькало прекрасное лицо Анны, непослушная челка, испуганные огромные глаза, он почувствовал волнение.

Годар хотел чтобы эта хрупкая красота принадлежала одному ему. Он нашел в ней свою актрису - удивительно пластичную, естественную, абсолютно лишенную манерности и жеманства. Жан-Люк опасался, что Анна не справится со сложной ролью и в глубине души ревновал к Девилю. В тот же вечер Годар объявил Анне, что она будет играть у него в фильме "Женщина есть женщина".

-8

Их совместная работа с Годаром - "Женщина есть женщина" - сразу приковала к Карине внимание многих. Помимо своей привлекательности, в этом фильме-мюзикле актриса демонстрирует яркий и необычный талант. Она создала новый образ женской героини: странной и в чем-то безумной, но полностью уверенной в своей жизненной позиции. Партнерами по площадки в этом фильме стали такие великолепные актеры как  Жан-Поль Бельмондо и Жан-Клод Бриали.

Настоящим сюжетом фильмов Годара стало лицо Анны Карина, ее челка, глаза и губы, ее акцент, то, как она причесывается, трогает пальцами щеку, нос. Годар вспоминал: "Анна... была немного несчастна, так как заранее никогда не представляла, что ей предстоит делать. Но она была так искренна в своем желании сыграть что-то, что в результате сыграла искренность. Со своей стороны, не зная точно, что я собирался делать, я был так искренен в желании сделать фильм, что, объединившись, мы одержали успех".

Анна Карина вместе с режиссером Жаном-Люком Годаром, который также был и супругом актрисы в период с 1961 по 1967 гг.
Анна Карина вместе с режиссером Жаном-Люком Годаром, который также был и супругом актрисы в период с 1961 по 1967 гг.

В частности, Анна Карина сыграла роли в таких его картинах как, "Маленький солдат" (1960), "Женщина есть женщина" (1961), "Жить своей жизнью" (1962), "Посторонние" (1964), "Безумный Пьерро" (1965) и других.

Из-за этого она осталась в истории французского кинематографа годаровской актрисой, хотя ее снимали такие режиссеры: Аньес Варда, Роже Вадим, Жак Риветт, Лукино Висконти.

-10

Она забеременела во время съемок в фильме "Жить своей жизнью" (ее прическа в этом фильме стала культовой) и потеряла ребенка. Эта трагедия "полностью меня сломала и привела к нервному срыву" - вспоминала Карина. После этого актриса попыталась покончить с собой.

Анна оказалась самой послушной из всех актрис,с которыми приходилось работать Годару.

Карина как актриса не существует за пределами фильмов Годара. Смотреть один за другим семь знаменитых фильмов с ее участием тяжело: за считанные годы становится жестким ее лицо, большие глаза устало щурятся, а прелесть персонажа Андерсена (как назвал ее Годар) уходит с каждым глотком сигаретного дыма: Анна слишком много курит на экране. Годар замечал что у Анны что-то случилось с лицом: оно постарело, пожухло, в уголках глаз появились морщинки, взгляд перестал быть наивным и распахнутым...

-11

Ему нравилось пугать Анну, и он часто говорил, что снимает работу смерти. Актеры, играя, стареют и умирают, а камера фиксирует то, как работает смерть. После таких разговоров Анна боялась смотреться в зеркало: может она уже умерла и вместо ее отражения в зеркале одна пустота?

В 1965 году Годар с мазохистским удовольствием любуется красотой покидающей его женщины в изысканно вульгарном и сентиментальном триллере "Альфавиль". Он снимал с необыкновенной любовью - только Карина и ее прекрасная юность.

Анна Карина в фильме "Женщина есть женщина" 1961 год
Анна Карина в фильме "Женщина есть женщина" 1961 год

Помимо актерской карьеры Анна Карина занималась написанием романов и строила карьеру певицы, с чем ей помогал композитор и поэт Серж Генсбур.

-13

Однажды Жан-Люк сказал Анне, что он будет снимать в своем новом фильме Бриджит Бардо: "Ты ведь знаешь, что она мой идеал женщины..."

Он совсем не хотел ее расстроить,так сорвалось с языка, все это его ужасная привычка говорить гадости просто из вредности. Она ничего не ответила. просто вышла из комнаты. На съемках Бардо капризничала и требовала к себе особого внимания и Годар срывался несколько раз на своенравную блондинку.

-14

Ему не было никакого дела до собственной жены, которая чувствовала себя с ним одинокой, разочарованной и опустошенной. Ей казалось, что он украл ее молодость,свежесть, ее хрупкую красоту.

За считанные годы она из нежной принцессы превратилась в измученную и усталую женщину, которая курит по ночам и видит во сне кошмары. Они приняли решение расстаться. Она молча собрала вещи и села в такси.

-15

Всегда следуя за своей мечтой, Анна Карина добилась многого: стала кинозвездой, певицей, написала четыре книги и самостоятельно овладела четырьмя языками. Актриса по праву считалась легендой французского кинематографа. Анна Карина умерла в 2019 году.

Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!