Найти в Дзене
CFO-Russia.ru

Формы и методы обучения персонала (Часть 1)

Качественная система обучения персонала выгодна и сотрудникам компании, и её руководству.

Первые могут постоянно прокачивать свои навыки, а значит увеличивать заработок, вторые — получают высококвалифицированных, лояльных компании работников. Но для достижения этих целей потребуется подобрать методы и технологии, подходящие именно вашей компании.

Классификация форм и методов обучения персонала

Существует несколько классификаций. Первая – по уровню знаний:

1. Подготовка – получение необходимых для успешного выполнения работы базовых знаний;

2. Переподготовка — формирование новых знаний в связи с изменением требований к работе или сменой профессии;

3. Повышение квалификации — углубление и актуализация уже имеющихся навыков по своей специальности.

Также методы обучения персонала делятся на традиционные и современные в зависимости от применяемых технологий. Однако в последние годы довольно сложно провести четкую границу между ними, так как преподаватели комбинируют их в зависимости от поставленных целей.

Рассмотрим подробнее наиболее популярные методы эффективного обучения персонала, выделим их достоинства и недостатки.

-2

Традиционные технологии

Они проверены опытом нескольких поколений сотрудников и давно доказали свою эффективность. Их главная особенность – личный контакт преподавателей и слушателей, возможность оперативного получения обратной связи и внесения корректировок в случае необходимости. Большую роль здесь играет личность преподавателя, его навыки вербального общения и умение «держать» аудиторию. К традиционным технологиям относятся следующие:

Лекции

Один из самых распространенных методов работы с большими группами. Такая форма обучения позволяет за короткий срок довести до слушателей максимальный объем информации, а также дополнить ее различными наглядными материалами. Все чаще для проведения лекций используется мультимедийное оборудование, дополняющее учебный материал графиками, схемами и т. д.

Сегодня лекции уже не являются исключительно пассивным методом обучения. Сейчас преподаватели активно используют методики, позволяющие получить обратную связь и вовлечь слушателей в обсуждение: проблемные лекции, лекции-дискуссии и т. д.

Достоинства лекций – их доступность, экономичность и возможность адаптировать материал под запросы конкретной аудитории. Недостатки – пассивность аудитории (в классическом варианте лекций), постепенное снижения внимания и худшее усвоение материала.

Семинары

Их цель – закрепить материал, который слушатели получили на лекции. Для этого его обсуждают, выявляют проблемы и выработку общих путей их решения, обмениваются опытом. В отличие от лекций семинары проводятся с небольшим количеством человек: не более 15 в группе.

Достоинства семинаров – возможность преподавателя получить обратную связь, скорректировать изучение материала, ответить на возникшие вопросы, оценить степень усвоения информации. Недостатки – ограниченность способов взаимодействия между участниками и сложности организации работы в малых группах.

Видеокейсы

Эта методика давно стала традиционной и широко применяется в образовании, в том числе в качестве дополнения к лекциям. Но видеокейсы могут быть и самостоятельным курсом и заменять собой живого лектора.

Главное достоинство такого формата – доступность информации, её наглядность. Недостатки общие с прочими традиционными технологиями: пассивность слушателей и быстрое утомление.

-3

Во второй части материала мы расскажем о современных методах корпоративного обучения. Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить продолжение!

А на Второй конференции «Развитие системы корпоративного обучения и управление знаниями в корпорации» CFO Russia своим опытом поделятся сотрудники крупнейших компаний: Гедеон Рихтер Фарма, Tele2, Метро Кэш Энд Керри, Авиационная корпорация «Рубин» и др. Приходите, будет интересно!