Я – очевидец
В наши дни такое, наверное, не особо актуально. А были времена, когда в стране цена стояла на каждом товаре. На каждом! Назначалась и обозначалась она не продавцом, а изготовителем. Бумажной этикеткой ли, отлита ли в пластмассе, выгравирована на металле… - любым способом, но наличие её было обязательным.
Поэтому продавцы, считавшие, что их каторжный труд оценивается государством неверно и хотели жить на очень широкую ногу, занимались разного рода уловками, чтобы назначенная государством стоимость товара не бросалась в глаза покупателю. У известного автора есть даже описание, когда он помогал своему дяде-продавцу всю ночь менять этикетки на каких-то мисках, чтобы с утра начать продавать их на несколько копеек дороже.
…Зачем я зашел в заводскую кассу, уже не помню. Там в это время сидели две кассирши – одна другой сдавала смену. Только вместо каких-то необходимых формальностей между ними шла такая шумная беседа, что на меня – ноль внимания, и пришлось выслушать всё до конца. Беседа – это неверно. Громко и с эмоциями до крика говорила та, что только пришла, полноватая молодая энергичная женщина. А отработавшая смену, предпенсионного возраста, тихая, спокойная, слушала и лишь время от времени успевала вставить свои реплики.
- Иду, значит, на работу! – с красным лицом, еще не остывшая от скандала где-то там, она и была сейчас там, «доругивалась» заочно. – Около промтоварного женщины стоят, а внутри очередь. Те, что стоят, коробку с флаконом в руках крутят. И – вроде бы довольны, а вроде и ворчат. Я и зашла! Понятно, что дефицит дают. И еще понятнее – не просто так, не по своей цене. Отстояла очередь, покупаю – и сразу на цену гляжу. И продавцу: «Ты что? Совсем совесть потерял!?». Он, представляешь, ладно бы, копейки накинул, а он чуть ли не в два раза дороже продает! Тот пыхтеть начал «женщина, отойди, не мешай, туда не смотри, у меня в накладной цена…». Только меня не проведешь, «давай твою накладную!» ору ему. Дурить меня вздумал – нет у него никакой накладной! Слово за слово, он пыхтит, готов треснуть меня, а народ же – сделать ничего не может…
- А ты будто не знаешь порядков. Он, небось, за этот дефицит тоже кому-то на базе «отстегнул»…
- Не моё дело! Есть государственная цена, а это что за частную лавочку он из магазина устроил!
- Что дальше-то?
- Дожала! Долго препираться ему тоже невыгодно – вернул он мне то, что поверх цены…
Красивая коробочка с флаконом какой-то парфюмерии всё это время стояла на столе над бумагами. Молодая взяла её и пододвинула напарнице:
- На, бери: тебе добычу отдаю. Пять рублей с копейками отдала, тебе – за так…
- А зачем оно мне? – вздохнула пожилая. – Давно не пользуюсь, не надо – себе оставь…
- А мне - тоже не пригодится.
- Так зачем покупала-то?
- Из принципа! Должна быть справедливость на белом свете?!
Должна?
Уважаемые! Ручаюсь за каждое слово своих воспоминаний. Лайк и комментарий помогли бы совершенствованию контента. Подписчикам и желающим присоединиться к ним приятного времяпрепровождения!