Послесловие к событию
Текст: Галина Мумрикова
Еще немного о галереях и художниках, а потом отправимся на 3 этаж, где, на мой взгляд, развивалась главная интрига арт-шоу.
Петербургский примитивист Олег Хвостов с 2001 года член Союза Художников России, признанный и у нас, и за рубежом. Его персональные выставки всегда были успешными, его манера письма без штрихов и теней узнаваема сразу, потому что в ней самое главное - цвет. Да, вот так, без фокусов. Уж который год критики и искусствоведы подводят базу под его манеру, но он (мне кажется) лишь посмеивается. Помимо Хвостова галерея PA Gallery представляет еще и Андрея Сяйлева, дизайнера и видео-художника – яркого представителя так называемой «Самарской волны». Работает он с самым разным материалом, в том числе, с плитками и кирпичами. Что такое наша «Конституция»… Вообще-то в кирпич вполне укладывается.
Выпускника Московской школы фотографии и мультимедив им.А.Родченко (мастерская Игоря Мухина), стипендиата программы по поддержке молодых художников музея «Гараж» Евгения Гранильщикова представлять нет необходимости. Его «Неустойчивый одиночный пикет» – это графика, начатая им в Гараже. Она носит, конечно же, политический характер, но как тонко все сделано!
А теперь идем на 3 этаж, который под рубрикой Da!Store являл собой «региональную арт-сцену: самых ярких, перспективных и молодых художников. Проект объединяет три кураторских высказывания: Петра Белого (Санкт-Петербург), Олега Устинова (Ростов-на-Дону) и Александра Цикаришвили с Нестором Энгельке (Санкт-Петербург».
Ну что, поклоннички Репиных и Серовых, Айвазовских и Коровиных, Врубелей и Малевичей, трепещите! Кажется, актуальное искусство объявляет вам настоящую войну, так что сидите со своими старомодными взглядами и вздыхайте о былых временах, а новые художники вправе нынче превращать в арт-объекты все, что просто лежит или лежит плохо. Впрочем, из «плохо» всегда можно изобрести «искусство», если приправить последнее новыми смыслами, борзо написанной пояснительной статьей и хорошо подвешенным языком…
Конечно, представители актуального искусства самовыражаются. Имеют на то полное право. Они не разговаривают с природой, не подсматривают у нее ни красивости, ни шереховатости. Они чаще ищут философию того, что находится за пределами объекта. А объектом может быть пленка УЗИ, старая железная мясорубка и соковыжималка компании Braun, ветки дерева, унитаз, средства гигиены. Да что угодно! В них вкладывается смысл, полный иронии или самоиронии. Вообще-то арт-объект должен вызывать какую-то эмоциональную реакцию, заставлять задуматься над смыслом. Не понимаешь что-то – спроси у художника, а не глазей тупо на ржавые лопаты и фотки УЗИ. В них, возможно, заключены абсолютно новые глубинные возможности сотворчества человека с природой, человека, который пытается восстать против стереотипов стандартного мышления.
Страшно понравился проект Олега Устинова «Вход в Переход». Дело в том, что в Ростове-на-Дону образовалась целая история: когда-то ростовскую мозаику полностью закрыли ларьками, потом собрались вроде сносить, а в 1916-м году переходы с мозаиками, благодаря местным активистам, стали «объектом культурного наследия». И молодые художники города выстроили вот такие праздничные или будничные панно как дань нашему советскому прошлому. Да что советское прошлое! Хорошо его ворошить, когда оно уже выдержало проверку годами. В первой половине XIX века, когда Шопен поднял народные польские мотивы до уровня ставшей теперь классической мазурки, он был новатором. Его не все понимали. И критиковали. Останется ли что-то от 3 этажа нынешнего шоу хотя бы в самом ближайшем будущем – трудно сказать. Инструментов раскрутки так много!
В этом году исполняется 150 лет картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». И вот перед нами снова «новое» осмысление, новый подход, новое прочтение. Прости нас, Алексей Кондратьевич, коли что не так! Слава Богу, твои «Грачи» упокоились в Третьяковке. Навсегда. А что их таким образом «переосмысливают» – так и пусть.
… Вообще трудно было продираться сквозь толпу жаждущих увидеть, потрогать, послушать, распознать, подивиться. Застряв около старой мясорубки, ставшей арт-объектом, с человечком вверх ногами и с фаршем из красных ниток, хотела послушать автора, но он был так занят «рублевскими дамочками», так что ничего не получилось. Но кроме мясорубок и соковыжималок была прекрасная живопись, чем-то там сдобренная, талантливая керамика на лесной коряге, да много чего было талантливого и наделенного теми самыми смыслами, за которыми вот уж сколько лет охотится актуальное искусство.
Как говорится, инструменты в руки – и вперед!
#современное искусство#актуальное искусство#выставки#да!Moscow