Найти тему
Around Art

Арт-шоу «Да!Moscow»: новая площадка, новые галереи и эпатаж 3-го этажа. Ч.3

Послесловие к событию

Текст: Галина Мумрикова

Еще немного о галереях и художниках, а потом отправимся на 3 этаж, где, на мой взгляд, развивалась главная интрига арт-шоу.

Олег Хвостов. Прованский пейзаж. PA Gallery
Олег Хвостов. Прованский пейзаж. PA Gallery
Андрей Сяйлев. Конституция Российской Федерации. PA Gallery
Андрей Сяйлев. Конституция Российской Федерации. PA Gallery

Петербургский примитивист Олег Хвостов с 2001 года член Союза Художников России, признанный и у нас, и за рубежом. Его персональные выставки всегда были успешными, его манера письма без штрихов и теней узнаваема сразу, потому что в ней самое главное - цвет. Да, вот так, без фокусов. Уж который год критики и искусствоведы подводят базу под его манеру, но он (мне кажется) лишь посмеивается. Помимо Хвостова галерея PA Gallery представляет еще и Андрея Сяйлева, дизайнера и видео-художника – яркого представителя так называемой «Самарской волны». Работает он с самым разным материалом, в том числе, с плитками и кирпичами. Что такое наша «Конституция»… Вообще-то в кирпич вполне укладывается.

Евгений Гранильщиков. Акварель, бумага. 2020
Евгений Гранильщиков. Акварель, бумага. 2020

Выпускника Московской школы фотографии и мультимедив им.А.Родченко (мастерская Игоря Мухина), стипендиата программы по поддержке молодых художников музея «Гараж» Евгения Гранильщикова представлять нет необходимости. Его «Неустойчивый одиночный пикет» – это графика, начатая им в Гараже. Она носит, конечно же, политический характер, но как тонко все сделано!

А теперь идем на 3 этаж, который под рубрикой Da!Store являл собой «региональную арт-сцену: самых ярких, перспективных и молодых художников. Проект объединяет три кураторских высказывания: Петра Белого (Санкт-Петербург), Олега Устинова (Ростов-на-Дону) и Александра Цикаришвили с Нестором Энгельке (Санкт-Петербург».

Ну что, поклоннички Репиных и Серовых, Айвазовских и Коровиных, Врубелей и Малевичей, трепещите! Кажется, актуальное искусство объявляет вам настоящую войну, так что сидите со своими старомодными взглядами и вздыхайте о былых временах, а новые художники вправе нынче превращать в арт-объекты все, что просто лежит или лежит плохо. Впрочем, из «плохо» всегда можно изобрести «искусство», если приправить последнее новыми смыслами, борзо написанной пояснительной статьей и хорошо подвешенным языком…

Типичные арт-объекты актуального искусства
Типичные арт-объекты актуального искусства
Это тоже арт-объект
Это тоже арт-объект

Конечно, представители актуального искусства самовыражаются. Имеют на то полное право. Они не разговаривают с природой, не подсматривают у нее ни красивости, ни шереховатости. Они чаще ищут философию того, что находится за пределами объекта. А объектом может быть пленка УЗИ, старая железная мясорубка и соковыжималка компании Braun, ветки дерева, унитаз, средства гигиены. Да что угодно! В них вкладывается смысл, полный иронии или самоиронии. Вообще-то арт-объект должен вызывать какую-то эмоциональную реакцию, заставлять задуматься над смыслом. Не понимаешь что-то – спроси у художника, а не глазей тупо на ржавые лопаты и фотки УЗИ. В них, возможно, заключены абсолютно новые глубинные возможности сотворчества человека с природой, человека, который пытается восстать против стереотипов стандартного мышления.

"Плиточные" штрихи подземного прошлого
"Плиточные" штрихи подземного прошлого
... И сейчас почти так же
... И сейчас почти так же
Любят актуальщики монументальность
Любят актуальщики монументальность
Почти что "связь времен"
Почти что "связь времен"

Страшно понравился проект Олега Устинова «Вход в Переход». Дело в том, что в Ростове-на-Дону образовалась целая история: когда-то ростовскую мозаику полностью закрыли ларьками, потом собрались вроде сносить, а в 1916-м году переходы с мозаиками, благодаря местным активистам, стали «объектом культурного наследия». И молодые художники города выстроили вот такие праздничные или будничные панно как дань нашему советскому прошлому. Да что советское прошлое! Хорошо его ворошить, когда оно уже выдержало проверку годами. В первой половине XIX века, когда Шопен поднял народные польские мотивы до уровня ставшей теперь классической мазурки, он был новатором. Его не все понимали. И критиковали. Останется ли что-то от 3 этажа нынешнего шоу хотя бы в самом ближайшем будущем – трудно сказать. Инструментов раскрутки так много!

"Грачи прилетели" из цикла НеСаврасов
"Грачи прилетели" из цикла НеСаврасов

В этом году исполняется 150 лет картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». И вот перед нами снова «новое» осмысление, новый подход, новое прочтение. Прости нас, Алексей Кондратьевич, коли что не так! Слава Богу, твои «Грачи» упокоились в Третьяковке. Навсегда. А что их таким образом «переосмысливают» – так и пусть.

Очень талантливая композиция
Очень талантливая композиция
Тоже прекрасная работа
Тоже прекрасная работа
Слабонервным лучше не смотреть
Слабонервным лучше не смотреть
Тоже не для слабонервных
Тоже не для слабонервных
Все очень просто...
Все очень просто...
Вообще-то все мы - люди  из мясорубки, что уж там
Вообще-то все мы - люди из мясорубки, что уж там
Дефицит советских времен
Дефицит советских времен

… Вообще трудно было продираться сквозь толпу жаждущих увидеть, потрогать, послушать, распознать, подивиться. Застряв около старой мясорубки, ставшей арт-объектом, с человечком вверх ногами и с фаршем из красных ниток, хотела послушать автора, но он был так занят «рублевскими дамочками», так что ничего не получилось. Но кроме мясорубок и соковыжималок была прекрасная живопись, чем-то там сдобренная, талантливая керамика на лесной коряге, да много чего было талантливого и наделенного теми самыми смыслами, за которыми вот уж сколько лет охотится актуальное искусство.

Как говорится, инструменты в руки – и вперед!

#современное искусство#актуальное искусство#выставки#да!Moscow