Найти тему
Разноцветные грани

Пушкин в портретах

Сегодня исполнилось, подумать только, 222 года со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. И, значит, есть повод не только перечитать его стихи, но и освежить в памяти известные портреты поэта, а также познакомиться с не очень известными.

Начнём с первого по времени написания портрета, на котором предположительно изображён Александра Сергеевича. Он принадлежит кисти французского художника Ксавье де Местра, правда, его авторство искусствоведам удалось доказать не сразу. Очень живой и естественный портрет, выполненный маслом на металлической доске, показывает будущего поэта ещё малышом.

Ксавье де Местр. Пушкин-ребёнок. 1802 г.
Ксавье де Местр. Пушкин-ребёнок. 1802 г.

Граф Франсуа Ксавье де Местр служил в полку Суворова и жил в Москве со своей русской женой. Он часто посещал дом Пушкиных. Ксавье де Местр писал портрет матери Пушкина, Надежды Осиповны, а также давал уроки рисования сестре поэта Ольге. Поэтому ему удалось написать и маленького Сашу в непринуждённой обстановке.

UPDated: В комментариях одна из читательниц написала, что вопрос, действительно ли на портрете изображён маленький Пушкин, до сих пор является спорным. Но в музее А.С. Пушкина в Москве, где хранится этот портрет, сомнений нет. На странице музея сказано:

В собрании музея хранится первый прижизненный портрет поэта, выполненный масляными красками на небольшой овальной пластине французским художником графом Ксавье де Местром. В 1800-е годы де Местр жил в Москве и был частым гостем в доме Пушкиных. Долгое время портрет хранился у матери поэта Н.О. Пушкиной, позже она подарила его своей близкой знакомой С.М. Великопольской, дочери М.Я. Мудрова, домашнего врача Пушкиных. В семье знаменитого медика эта реликвия передавалась по наследству на протяжении более  столетия.  В 1950 году Е.А. Чижовой, последней представительницей семьи, портрет был подарен народному артисту В.С. Якуту, блистательно исполнявшему роль А.С. Пушкина в пьесе А. Глобы на сцене московского театра имени М.Н. Ермоловой. В 1960 году артист подарил портрет А.С. Пушкина в музей.

Но вот, у читателей возникают сомнения (см. подробнее комментарии).
По возможности, буду пытаться разобраться.

Илья Ефимович Репин изобразил Пушкина-лицеиста. В 1910 году к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе Лицейское общество заказало художнику изображение Пушкина, читающего на экзамене в присутствии Державина «Воспоминания о Царском Селе». Чтобы помочь Репину воссоздать атмосферу, лицеисты устроили инсценировку того знаменитого экзамена.

И.Е. Репин. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.  1811 г. Холст, масло. 127х201 см. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
И.Е. Репин. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г. 1811 г. Холст, масло. 127х201 см. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Перед Репиным стояла задача изобразить один из самых знаменательных моментов в жизни поэта — первое публичное признание, и художник блестяще справился с ней. Картина получилась праздничной, яркой, полной света и воздуха. Мы видим Державина, который, слушая юного поэта, даже привстал с места.

Далее — два прижизненных портрета, созданных известными русскими художниками в одном году — 1827-ом.

Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г. Холст, масло. 63 × 54 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г. Холст, масло. 63 × 54 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет, написанный Кипренским, был заказан другом Пушкина Дельвигом. Пушкин позировал художнику в июне-июле 1827 г. в шереметевском дворце. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед — этой деталью художник хотел подчеркнуть связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма. В глубине изображена статуя Музы с лирой.

Портрет понравился Пушкину, и он написал по этому поводу стихотворение "Кипренскому".

КИПРЕНСКОМУ
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
1827 г.

Глядя на этот портрет, невольно вспоминаешь строки из "Евгения Онегина"

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.

Портрет кисти В.А. Тропинина был написан по заказу Сергея Соболевского — друга Пушкина, библиографа и книголюба. Соболевский, заказывая портрет, особо настаивал, что хочет видеть своего друга на нем таким, «как он бывал чаще, не приглаженным и припомаженным». И Тропинин написал поэта в домашнем халате, роскошном в своей небрежности.

(UPDated: В комментариях Тамара Василенкова сообщила, что в 1952 году было опубликовано письмо Соболевского Погодину, где он пишет: "Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб.)." Там же приведена ссылка на интернет-страницу, где можно увидеть фото письма. Приведу и здесь эту фотографию.

Письмо Соболевского Погодину о портрете Пушкина
Письмо Соболевского Погодину о портрете Пушкина
В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г.  Холст, масло. 68 x 56 см. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г. Холст, масло. 68 x 56 см. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Как бы там ни было, кто бы ни заказал портрет, но современники признавали его поразительное сходство с натурой. И домашний халат на Пушкине не выглядит пошло, это, говорят искусствоведы, скорее, свободная одежда свободного человека. Очень важный смысл в те годы для обоих – для вернувшегося из ссылки поэта и получившего вольную художника.

Художник П.Ф. Соколов на своём акварельном портрете изобразил Александра Сергеевича в его любимой позе — со скрещенными на груди руками.

П.Ф. Соколов. Портрет А.С.Пушкина. 1836 г. Бумага, акварель
П.Ф. Соколов. Портрет А.С.Пушкина. 1836 г. Бумага, акварель

По школьным учебникам и хрестоматиям многим знаком портрет поэта, написанный Николаем Ге. Пушкин изображен в селе Михайловском, где он отбывал ссылку. Поэта навестил его друг Иван Пущин, Пушкин что-то читает ему, а на заднем плане картины скромно приютилась няня Арина Родионовна.

Н. Ге. Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском. 1875 г. Холст, масло. 77x106 см. Харьковский художественный музей, Харьков
Н. Ге. Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском. 1875 г. Холст, масло. 77x106 см. Харьковский художественный музей, Харьков

Первым владельцем этой картины был поэт Николай Некрасов.

Последний прижизненный портрет Пушкина был создан в 1836 году, незадолго ло гибели поэта, художником-самоучкой Иваном Логиновичем Линёвым. Искусствоведы установили, что заказчиком портрета был Василий Жуковский.

И.Л. Линёв. Портрет Пушкина. 1836 г.
И.Л. Линёв. Портрет Пушкина. 1836 г.

Этот портрет очень реалистичен, написан без прикрас.

Поскольку Пушкин — "наше всё", "солнце русской поэзии", неудивительно, что к его образу обращались и продолжают обращаться разные художники. Меня удивил тот факт, что среди них и известный маринист И.К. Айвазовский.

Пушкин был любимым поэтом юного Айвазовского. Они познакомились в 1836 году в Петербурге. Айвазовский посвятил Пушкину девять картин. Все они были о юном Пушкине, о пребывании поэта в Тавриде и Одессе.

И.К. Айвазовский. Пушкин на берегу Чёрного моря. 1887 г.  Холст, масло. 212x314 см
И.К. Айвазовский. Пушкин на берегу Чёрного моря. 1887 г. Холст, масло. 212x314 см
И.К. Айвазовский. А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 г. Холст, масло. 135×250 см
И.К. Айвазовский. А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 г. Холст, масло. 135×250 см

Одну из картин Айвазовский написал в соавторстве с Репиным. Понятно, что море написал Айвазовский, а поэта — Репин.

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1887 г.
И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1887 г.

В свойственной ему уничижительной манере о своем участии в создании картины «Прощание Пушкина с морем» Илья Ефимович Репин отзывался так: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».

Представлю еще несколько портретов Александра Сергеевича, созданных известными русскими художниками.

Константин Сомов написал портрет Пушкина в 1899 году, когда праздновалось 100-летие со дня рождения великого поэта.

Константин Сомов. Портрет А.С. Пушкина. 1899 г. Бумага, акварель, белила. 14 x 14 см. Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва
Константин Сомов. Портрет А.С. Пушкина. 1899 г. Бумага, акварель, белила. 14 x 14 см. Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва
Б.М. Кустодиев. Пушкин на набережной Невы. 1915 г. 26.9×19.7 см
Б.М. Кустодиев. Пушкин на набережной Невы. 1915 г. 26.9×19.7 см

Пушкин в трактовке Кустодиева получился живым и добрым, этаким милым соседом, которого все знают.

К.С. Петров-Водкин тоже изобразил поэта в Петербурге, на берегах Невы. Но Пушкин Петрова-Водкина совсем другой — задумчивый и отрешенный.

К.С. Петров-Водкин. Пушкин в Петербурге. 1930-е гг. Холст, масло. 70×51 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
К.С. Петров-Водкин. Пушкин в Петербурге. 1930-е гг. Холст, масло. 70×51 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Примерно в это же время, в 1930-ом году, портрет Пушкина создал Константин Коровин. Художник в это время уже жил во Франции, в эмиграции. Александр Сергеевич на его картине выглядит вдохновенно. И неслучайно рядом изображена Муза.

К.А. Коровин. Пушкин и Муза. 1930 г. Холст, масло. 235.5×170.7 см. Частная коллекция
К.А. Коровин. Пушкин и Муза. 1930 г. Холст, масло. 235.5×170.7 см. Частная коллекция

В.А. Серов создал портрет А.С. Пушкина для трёхтомника произведений поэта, который был издан к его 100-летнему юбилею.

В.А. Серов. Пушкин на садовой скамье. 1899 г.
В.А. Серов. Пушкин на садовой скамье. 1899 г.

Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен серовский Пушкин: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это? Очень точно на этот вопрос ответил И.Е.Репин: "Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве - банальность и шаблонность."

Пётр Кончаловский изобразил Пушкина в Михайловском, в минуты вдохновения.

П.П. Кончаловский. Пушкин в Михайловском. 1940 г. Холст, масло.
П.П. Кончаловский. Пушкин в Михайловском. 1940 г. Холст, масло.

Тема пушкинианы в живописи — безгранична. Как у каждого читателя сложился свой образ великого поэта, так и у каждого художника — свой. Поэтому остановлюсь на этом, только приведу в заключение репродукцию очень нравящейся мне картины Владимира Румянцева из серии "Петербургские коты". Почему-то эта картина вызывает в памяти строки из песни Булата Окуджавы:

Былое нельзя воротить... Выхожу я на улицу.
И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается...
Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет.
Владимир Румянцев. Случайная встреча
Владимир Румянцев. Случайная встреча