За исключением двойного диска "Lulu", вышедшего в 2011 года, который стал результатом совместного творчества Metallica и Лу Рида, ни один из альбомов основоположников трэш-метала не был встречен такой критикой и абсолютным недоумением, как "St. Anger", релиз которого состоялся 5 июня 2003 года.
В то время группа переживала очень тяжелый период, и дальнейшее существование Metallica было под угрозой. Фронтмен Джеймс Хэтфилд только что вернулся после длительного пребывания в реабилитационном центре. Он чувствовал себя очень уязвимым и был ужасно раздражительным. Группе даже пришлось нанять эксцентричного, но в общем-то бесполезного, терапевта, чтобы он помог участникам коллектива разобраться в своих отношениях. К тому же у группы не было басиста, так как Джейсон Ньюстед уже покинул коллектив, а Роберт Трухильо ещё пока не присоединился, в итоге роль басиста исполнил продюсер Боб Рок.
Это была странная обстановка для записи альбома, и именно это дало тот странный, сырой, бессвязный, низкокачественный релиз. Услышав впервые "St. Anger" можно подумать, что неисправна стереосистема - барабаны звучали жестко, с каким-то эффектом эха, а сама музыка была, мягко говоря, совсем не безупречной. Но оказывается, что это именно тот звук, который хотела группа. Слушая песни, понимаешь, что что-то не так, но дело не только в странном звуке... чего-то не хватает! И только спустя какое-то время доходит, что в альбоме нет ни одного гитарного соло.
Может это не законченный рабочий вариант, может произошла утечка материала из студии? Может музыканты ещё планируют вернуться в студию и записать несколько гитарных партий и соло? Но нет, это именно то, что должен был услышать конечный слушатель.
Музыка была очень грубой и тяжелой, вокал очень жёсткий, на грани срыва, структура песен совершенно иная, чем ранее. Исполнение Хэтфилда никогда не было таким резким и откровенным, он буквально обрушивает на слушателя всю свою боль и все свои проблемы, включая непрекращающийся бой с алкогольной зависимостью, воспоминания о неблагополучном детстве, а также актуальные проблемы и непонимание в коллективе. Это просто дикие и неудержимые эмоции.
"Он наполнен энергией, возбуждением, уязвимостью, надломленностью и интенсивностью", - говорил Хэтфилд в интервью, рассказывая об альбоме. "Это чрезвычайно значимая пластинка для всех нас. Это настоящая веха. Я думаю, что именно здесь мы сбросили все наши маски и достали скелеты из шкафа Metallica".
Однако многие фанаты не согласились. Несмотря на то, что он стал дважды платиновым, специализированные форумы были заполнены гневными комментариями о том, что альбом получился сырым и недоделанным, что соло отсутствуют, а барабаны - это какой-то шум, грохот и лязганье, и это не говоря о второсортной лирике, которая порой встречается в песнях.
Вскоре после выхода альбома гитарист Кирк Хэмметт сказал, что "St. Anger" был написан не для того, чтобы стать частью мейнстрима. Это очень личный проект, который был чертовски необходим для группы.
"Во время работы над альбомом, мы просто выкинули из головы слово "радио", - рассказывал Хэмметт в интервью. - И нас это полностью устраивает, так как мы чувствуем, что этот материал очень сильный и очень хорошо отражает тот этап, на котором мы сейчас находимся в музыкальном плане. Здесь наши мысли, эмоции и переживания, это очень личная работа. Это самое откровенное заявление группы, которое мы когда-либо делали".
Сейчас музыканты безапелляционно утверждают, что "St. Anger" был тем альбомом, который им обязательно нужно было сделать в то время. И хотя Metallica очень редко играет на концертах песни из "St. Anger", участники группы утверждают, что запись стала своего рода недостающим звеном, катализатором, который позволил группе перейти от "Load" и "ReLoad" к "Death Magnetic" и "Hardwired… To Self-Destruct".
Для группы процесс создания "St. Anger" был чрезвычайно захватывающим ещё и потому, что у них совершенно не было плана, когда они собрались для работы. Не было риффов, не было идей, не было вообще ничего.
"Впервые я понятия не имел, куда мы в конце концов придём, - сказал Ларс Ульрих в интервью. "Главным для меня было то, что этот путь должен был быть как можно более чистым. Джеймс хотел, чтобы мы сочинили риффы с нуля и посмотрели, к чему это приведет. Кто-то берет на себя инициативу, а остальные следуют за ним".
Конечно, не обошлось без споров и конфликтов, которых было немало в процессе работы над альбомом. Всё это зафиксировано в фильме "Some Kind of Monster", вышедшем в 2004 году. Но кроме ссор и конфликтов были также периоды настоящего родства и плодотворного сотрудничества. Хэтфилд, который всегда был собственником по отношению к своей музыке и текстам, уступил и фактически обратился за помощью к своим товарищам по группе.
"Это было явным признаком того, что этот человек действительно изменился [после того, как он вышел из реабилитационного центра]", - сказал Ульрих. "Итак, мы просто подчинились потоку сознания. Это было почти как в школе с блокнотом и ручкой. Мы все сидели и придумывали идеи, а затем ходили по комнате, и как-будто читали классу то, что придумали. Вначале это было довольно стрёмно, но в то же время невероятно сложно, и было приятно понимать, как нас всех это сближает".
Не менее интересно и то, как записывались песни для альбома "St. Anger". До этого Боб Рок записал с Metallica несколько безупречных альбомов, в том числе "The Black Album". Кроме того он поработал с такими исполнителями как Motley Crue , The Cult , Skid Row и Cher. Другими словами, этот мужик точно знает, как сделать так, чтобы альбомы звучали хорошо. В каком-то смысле он и Metallica намеренно сделали звучание "St. Anger", мягко выражаясь, не очень хорошим.
"Я хотел сделать что-нибудь такое, чтобы встряхнуть радио и всех окружающих", - рассказывал Боб Рок. "Для меня этот альбом звучит так, как будто четыре обычных парня собрались в гараже и решили записать свой альбом".
Metallica со своим продюсером передали первобытный звук и бурю эмоций в "St. Anger", объединив старые технологии записи и современное цифровое оборудование. На предыдущих альбомах Боб Рок тратил бесконечные часы на настройку ударных Ульриха, устанавливая различные микрофоны и неделями работал над совершенствованием звука малого барабана. Пытаясь изменить традиционное звучание группы, Рок потратил "пять минут" на настройку микрофонов ударных, а остальных участников записал, сочетая самые высокотехнологичные микрофоны с дешевыми PA-микрофонами. Затем он занялся миксом, придав гитарам довольно грязный звук. К тому же, он не стал использовть ProTools для улучшения записи, и не заставлял Хэтфилда петь дубль за дублем, в попытке довести песни до совершенства.
"На самом деле совершенно не было времени, чтобы добиться от Джеймса великолепного выступления", - сказал Рок. "Нам понравилось это сырое выступление. И мы не делали того, что обычно все делают, и я в том числе, а именно настройка вокала. Мы просто сделали это, бац, и все готово".
Изначально Metallica планировала добавить к песням гитарные соло. Хэмметт сочинил большое количество материала, в том числе медленные мелодичные проигрыши и скоростные партии. Но в ту эпоху, когда роль гитарных соло была неоправданно преуменьшена, типа как что-то устаревшее, участники группы решили, что они не подходят песням, и решили их не использовать.
"Мы дали себе слово, что оставим только те вещи, которые будут звучать цельно и органично", - сказал Рок. "Мы не хотели делать театральное представление, усложняя песни. Каждый раз, когда мы пытались сделать соло, оно звучало или устаревшим, или таким образом, что терялось всё то, чего мы пытались достичь. Агрессия должна исходить от всей группы, а не от одного игрока".
После того, как была закончена запись материала для "St. Anger", группа оцифровала всё, а затем собрала части песни почти наугад. "Некоторые люди используют ProTools, чтобы перехитрить или обмануть слушателя, но мы использовали его больше как творческий инструмент, чтобы сделать что-то интересное и расширить границы," - говорил Боб Рок.
В конечном итоге продюсер признал, что "St. Anger" далека от идеальной записи. Это больше похоже на арт-проект, который позволил #Metallica сохранить свою основную эстетику, сделать то, что они хотели делать в тот конкретный период, не заботясь о том, чтобы доставить удовольствие кому-то, кроме себя. В итоге, у песен очень странный звук, нетрадиционные аранжировки и вряд ли так много припевов, как могли ожидать фанаты. Как объяснил Рок, смысл всего этого заключался в том, чтоб не следовать общепринятому протоколу. "Мы хотели пренебречь всем тем, что все считают "правильным" звуком, мы просто отказались от всех правил. Я потратил 25 лет на то, чтобы научиться делать всё "правильно"... И я больше не хотел этого делать".
Означает ли всё это, что "St. Anger" хороший альбом? Ну можно сказать, что эта пластинка такая, какой её хотела сделать Metallica. Он представлен интересными музыкальными композициями, которые заслуживают уважения. Более того, на альбоме есть несколько отличных песен, о которых редко кто вспоминает. "Frantic" - это просто мощнейшее рубилово, сочетающее в себе элементы трэша и грува. А "Some Kind of Monster" - doom-подобная вещь, которая наращивает жуткую интенсивность с риффом, столь же солидным, как и многие в каноне Metallica, и эта жуткая одиночная нота, переходящая в мощную грувовую часть песни, просто заставляет дрожать. Наконец, довольно дико слышать, как Хэтфилд чертовски хорошо изображает Курта Кобейна, когда он мученически стонет в окрашенном в гранжевые оттенки "Invisible Kid".
Оглядываясь назад, можно сказать, что поклонники "The Black Album" и "Load" точно не были готовы к такому альбому, с его жестким и низкокачественным звуком. В свою очередь, фанаты трэша также были недовольны такой рваной записью, риффами, построенными на импровизации и полным отсутствием соло. И почти всех удивили неконтролируемые вокальные стоны и вопли Хэтфилда и сумасшедший лязг барабанов. Но послушайте, Metallica всегда говорила, что "St. Anger" будет экспериментальным альбомом, а эксперименты для того и предназначены, чтобы раздвинуть границы и сбить с толку окружающих. Другой вопрос, стоило ли Metallica с гордостью выпустить "St. Anger" или оставить его в качестве личного любимого проекта.