Русские - великороссы, как назывались до революции, сформировались в - так называемой Центральной России. Но когда и как это произошло?
Сразу скажу, что эта статья не о происхождение русского народа или славян, эта статья о событиях, которые заложили фундамент в осознании жителями центральной России себя как единым народом - русским народом. Ссылку на статью о происхождении славян и русских оставлю ниже.
Читать: Кто такие русские: что говорит генетика?
Шёл грозный трагичный и чумной 14 век. Русь под Ордой. Она расколота на множество мелких княжеств и земель. Европа в лице Польши, Венгрии и крестоносцев прибирает к рукам земли некогда Древнерусского государства. Литва, объявив себя преемником Руси, захватывает всё большие и большие её территории. В те суровые времена нужен был соответствующий правитель.
Внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович получил московский престол ещё ребёнком и поэтому титул Великого князя «уплыл» из Москвы к нижегородско-суздальскому Дмитрию Константиновичу.
А в Орде тем временем начиналась «Великая замятня». За 21 год с 1359 по 1380 там сменилось 25 ханов! Из-за этой усобицы Золотая Орда начала разваливаться. Многие улусы откололись и провозгласили своих ханов. Возник исторический момент. Орда ослабла и можно попытаться освободиться от неё. Но Русь тоже была ещё не та, после чумы и небольшого упадка. Для начала Дмитрию нужно было вернуть Великокняжеский престол и собрать земли воедино. А затем подумать и об ударе по Орде.
Пока, возникла заминка с ханами, власть в западной части Орды, что западнее Волги, захватил полководец-темник Мамай. Он по своему разумению менял ханов и управлял от их имени. Сам Мамай был не Чингизид, поэтому ханом стать не мог. А в самом Сарае в 1362 году у власти оказался некий Амурат. Москвичи поспешили воспользоваться заминкой и отправили послов к новому хану. Тому опора на Руси была очень нужна и он легко согласился дать ярлык на великое княжение мальчику Дмитрию Ивановичу.
Нижегородско-суздальский князь, разумеется, не хотел отдавать власть, но ярлык это только для официального разрешения хана. Всё решило московское войско. Оно просто вытеснило Дмитрия Константиновича из Владимира и Переславля. Вот так хитростью Великое княжение вернулось в Москву.
Тем временем геополитическая ситуация на Руси сильно изменилась. На пик своего могущества вышла Литва. Князь Ольгерд присоединил все южнорусские земли, включая Киев, Чернигов и Переяславль-Южный. А также продвинулся далеко на восток, завоевав Брянск и Курск. На севере уже начал прибирать к рукам Тверь и претендовал на Псков и даже Новгород. С запада над Московской Русью нависла страшная угроза. Ольгерд не стеснялся и открыто желал всю Русь. Земли некогда восточных славян тиверцев заняло княжество Молдавия, а Галицию захватила Польша. Закарпатье же отошло Венгрии. То чему не давали произойти русские князья, долгие столетия всё-таки произошло. Русь растащили соседи, пока она была слаба и разрушена. Пока осмысливала свои ошибки, пока излечивалось от прошлых болезней, под властью других государств оказалась едва ли не большая часть Древней Руси.
К моменту, когда Дмитрий Иванович подрос по русским землям вновь «прошлась» чума. Потери никто не считал, но они были немаленькими.
Читать: Основатель России: и это не Иван Грозный и даже не Иван Великий
Эпидемия и десятки, а может сотни тысяч смертей. Постоянные угрозы из степи, войны на все стороны и прочие бедствия породили новое поколение русских людей. Во второй половине XIV века во взрослую жизнь вступили те, кто никогда не видел и не помнил несметных богатств Древней Руси. Повзрослели люди, для которых взаимовыручка и совместные усилия в борьбе с бедами были не пустым звуком, а необходимостью. Люди глубоко верующие, которые ценили не материальные богатства, а бога, веру, родных и близких, честь, любовь и Родину. Ибо в годы, когда не знаешь сегодня умрёшь или завтра, богатством считали вовсе не драгоценности и прочее барахло. Так началось исцеление Руси. Страна готовилась к тому, о чём, вероятно, думал Невский. К освобождению.
Беды на Руси заставили человека обратиться к Богу, к духовности. В Европе же, наоборот, в позднем Средневековье и в начале Нового времени начинается «Возрождение». В искусство возведут то, что на Руси называли срамом. От Бога начнут отворачиваться и прорастут первые ростки реформации. Сначала Джон Уиклиф в Англии, затем Мартин Лютер в Германии и Жан Кальвин в Швейцарии. Русь и Европа и здесь пойдут разными путями. На Западе начнётся возрождение, по сути Римского язычества, а на Руси возрождение веры и духовности, разумеется, это мы «отсталые», а они «передовые». Тогда русские так не считали. На Руси принялись строить новую жизнь.
И новый Московский князь был достоин своего времени. Едва повзрослев, он энергично принялся вести дела. Первым делом перестроил дубовый кремль в каменный и Москва стала белокаменной. Орда в «Замятне», её разрешения на строительство крепости не требовалось. Деньги в Московской казне уже давно были в избытке и настало время вложить их в оборону столицы.
Кремль построили очень вовремя. Сорок лет «Великой тишины», начавшейся при Калите, заканчивались.
Вы можете отблагодарить автора, если понравилась или оказалась полезной эта статья - https://yoomoney.ru/to/
Первый звоночек прозвенел с запада. Ольгерд совершил три похода на Москву, но новые каменные стены выдержали. Литва так и не смогла сломить Московскую Русь. А втягиваться в затяжную войну с русскими Ольгерд не хотел. По сути, вышла ничья. Конфликт вновь заморозили.
Фактически Русь уже не зависела от Орды. Дмитрий Иванович прекратил посылать дань. С ханами не советовались и не считались. Но князь не мог не понимать, что татары придут вновь подчинить Русь. Готовился. И они пришли. Сначала в стычке на реке Воже русские разгромили отряды ордынцев, затем по глупости подставились и потерпели поражение. Татары просто перерезали не готовых к бою русских. Есть версия, что дружинники просто напились. Но после, Великий князь сам возглавил войско. Против узурпатора темника собрались десятки тысяч воинов. Ходили сведения, что 150 тысяч русских ратников пришли к Дмитрию. Русь готовилась к решающей битве.
Татар решили встретить подальше от Москвы. Дмитрий пошёл навстречу темнику Мамаю. Переправился за Дон и расположился на Куликовом поле. Все со школы знают, что это была первая и грандиозная победа русских над татарами. Что после неё Русь расправила плечи и поверила в свои силы. Это была великая победа русских над татарами. Но не многие знают, что на стороне Мамая сражались и русские. И их было не мало. А на стороне Дмитрия было достаточное количество татар. Как же такое возможно?
Дело в том, что Мамай был узурпатором. Полководцем, захватившим власть. Он не был Чингизидом и не мог стать ханом. Далеко не все татары поддерживали его. Некоторых князь московский склонил на свою сторону. Тем более, когда в степи началась «Замятня», татары, не нашедшие себе места в Орде уходили на службу к русским князьям. В свою очередь многие русские служили ханам ещё со времён Батыя, так как это сулило немалые выгоды. Вот так и вышло. По сути, была битва гражданской войны, когда русские и татары под командованием данника хана выступили против татар и русских под командованием темника, правящего от имени хана.
На стороне Мамая выступила и генуэзская пехота. Генуя, имевшая колонии в Крыму, которые она захватила у разваливающейся Византии, такие как Кафа (современная Феодосия), неплохо зарабатывала на продаже русских рабов. Вот и решили подсобить поставщику товара.
Есть версии, что Мамай поддерживал язычество. Поэтому ходят слухи, что в «Задонщине» Мамай перед боем обратился к своим богам Хорсу и Перуну и пособникам Салавату и Магомету. Я и сам ранее попался на это. Но стал искать и не нашёл в произведении ничего подобного. Хорса упоминает «Слово о полку Игореве», но не «Задонщина». Но эти два произведения имеют связь, может она повлияла… Тут два варианта. Толи я плохо искал, толи молитва Мамая русским богам чья-то выдумка. Если кто узнает ответ, поделитесь.
Читать: Великое формирование народов: кто от кого произошёл
А Дмитрий Иванович и его двоюродный брат внук Ивана Калиты Владимир Андреевич Храбрый 8 сентября 1380 года одержали убедительную победу. Мамай был повержен и умер в генуэзской Кафе. Русь освободилась от Орды. Свершилось, то о чём (вероятно) рассуждал Невский. Орда ослабла, Русь усилилась и пришёл момент освобождения. За это Дмитрий и получил прозвище Донской.
Но хан Тохтамыш, прибрав к рукам владения ослабевшего Мамая (после чего он и сбежал в Кафу), решил, что не время Руси освобождаться. От такого данника законный хан потомок Чингисхана отказываться не хотел. И через два года Тохтамыш направил на Москву всю свою армию. А вот Русь к такому повороту событий была ещё не готова. Выдержать ещё одну «Куликовскую битву» сил не было. Да и против законного царя желающих воевать было меньше чем против самозванца Мамая. В итоге Москву сожгли, Донской признал себя данником хана, и всё вернулось на свои места.
Но не совсем. «Великая замятня» не могла пройти бесследно. Орда действительно ослабла. И она распалась. Она больше не была единой. Сам Тохтамыш был ханом восточной части Орды или, как некоторые её называют, Синей Орды. А поддержку он получал из Средней Азии, от Тамерлана, активно строящего свою огромную исламскую империю с центром в Самарканде. Тохтамышу удалось восстановить единство Орды. Но он понимал, что ситуация изменилась. Давление на Русь ослабил. Со временем существенно снизилась дань. Воинов к хану посылать больше не обязывали. И даже вопрос о ярлыке отпадёт сам собой уже при восшествии на престол наследника Дмитрия Донского. Ханы больше не будут давать ярлыки по своему разумению, а станут по факту выдавать ярлык на Великое княжения новому московскому князю, по сути, лишь формально утверждая титул. Так что, Куликовская битва и дела Дмитрия Донского имели огромное историческое значение.
И самое главное в Куликовской битве впервые с 12 века разрозненные русские княжества (почти все северо-восточные) выступили единым целым и осознали свою мощь. Осознали, что сила в единстве. Да, не все и не сразу, но фундамент был заложен. И это важнейшее историческое значение тех трагических, но великих событий.
На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т. д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности - России.
© Л.Н. Гумилёв
Эта статья отрывок из книги "Осаждённая крепость или кто такие русские".
Если вы заинтересовались книгой и желаете прочитать её целиком, то приобрести её можно напрямую у автора.
Если вам понравилось творчество автора вы можете приобрести его книгу "Осаждённая крепость или кто такие русские" о политике и истории. Для этого проходите по этой ссылке. Другая книга автора "Кто правит миром?" по этой ссылке. Прочитать об авторе канала можно здесь.