Бессмертная поэма Гоголя «Мёртвые души» была издана в 1842 году. Вернее, издан был только первый том. Второй, почти готовый, Гоголь сжёг во время острейшего творческого кризиса. Изначально планировался и третий том, но о нём стались и вовсе только обрывочные сведения.
Поэма сразу стала событием, множество образованнейших россиян зачитывались ею. И сразу после выхода, вдохновлённый произведением, художник Александр Агин (1817-1875) начал работать над иллюстрациями к «Мёртвым душам».
Судьба Александра Алексеевича Агина любопытна. Как позднее и Афанасий Фёт, Агин был незаконнорождённым - сыном помещика Елагина. Только, в отличие от матери Фёта-гувернантки, мать Агина была крепостной крестьянкой. Соответственно, крепостным родился сам Александр, а позднее и его брат Василий. От отца мальчикам достался только обрывок фамилии да позднее вольная, которую отец прописал в завещании. Так будущий художник начал непростой жизненный путь.
Несмотря на лишения, юноша смог окончить Псковскую гимназию, а позднее – Петербургскую академию художеств, где учился у самого Брюллова. Агин получил право работать учителем рисования в гимназиях, но по этому пути не пошёл (разве что в конце жизни, спасаясь от нищеты), как и по пути прославленного наставника-живописца. Он избрал стезю графика, почти всю жизнь занимаясь книжной иллюстрацией. Фактически был основоположником жанровой иллюстрации в России. Наиболее известная его работа – те самые «100 рисунков к поэме Гоголя «Мёртвые души»».
Вернее, рисунков было 104. Агин первым продумал и воплотил на бумаге бессмертные гоголевские типажи. Позднее из гравировал на дереве постоянный соавтор Агина Е.Е. Бернадский. Бернадский же испросил разрешения Гоголя издать поэму с этими иллюстрациями. Однако Гоголь разрешения не дал, хотя Бернадский предлагал ему 1500 рублей серебром, и в своей всегдашней язвительной манере негативно отозвался о попытке «подделывать товар этим кондитерством». Мол, «товар должен продаваться лицом», без всяких украшательств, к коим писатель относил и иллюстрации.
Пришлось художникам издавать гравюры отдельно от текста. Они выходили по обычаю того времени отдельными брошюрами в серии выпусков. Так, в 1846-1847 годах было выпущено 18 сборников по 4 гравюры в каждом. Итого напечатано 72 рисунка из 104. Некоторые иллюстрации помещались в литературных альманахах. Только в 1892 году, после смерти художника, удалось издать всю серию из 104 гравюр целиком. Рисунки Агина к "Мёртвым душам" давно признаны самостоятельной культурной ценностью и хранятся в ведущих российских музеях - Русском (Санкт-Петербург) и Историческом (Москва).
Саму поэму с иллюстрациями Агина-Бернадского впервые издали только в 1902 году. Потом периодически переиздавалась, а последнее на сегодняшний день издание относится в 2001 году.
То есть как последнее… Сейчас издательство «Азбука» готовит к печати сборник произведений Гоголя, в который войдут иллюстрации Агина и не менее известные рисунки Петра Михайловича Боклевского, которые созданы гораздо позже агинских – в середине 1850-х. А уж изданы впервые и вовсе в 1875 году.
Думаю, сборник поступит в продажу к концу июня. Буду держать вас в курсе, следите за обновлениями на канале.
Ваша Ариаднина нить.