Найти тему
История и культура Евразии

Татарское исламское просвещение в XVII веке

Оглавление

Татары после падения Казанского ханства потеряли свою государственность, но остались источником исламского просвещения и культуры в Поволжье.

Несмотря на усиленную христианизацию татарского населения, татары продолжали в основном придерживаться ислама.

Внешнее давление московской администрации заставило татар сплотиться вокруг исламских ценностей и они соблюдали все исламские установления с ещё большим энтузиазмом.

Носителями исламских традиций стали улемы - знатоки теоретических и практических сторон ислама.

Часть татарских мурз, не желая поступать на службу к русским воеводам пополнила ряды улемов, тем самым повысив ее качественный и количественный уровень.

Из-за отсутствия учебных заведений исламской направленности в Казани в постханский период улемы стали направлять своих учеников на учебы в религиозные школы в Дагестане и Маверанахре (Средняя Азия).

До проникновения русских в Дагестан, там были сильные исламские школы, которые поддерживали связи с "уммой" на Ближнем Востоке. Именно они стали вначале центрами образования для казанских неофитов.

Одной из наиболее популярных школ у казанцев было медресе Мухаммада Кудутлинского:

  • Мухаммад ибн Муса Кудутли́нский, известный также как Мусалав из Кудутли и Хаджи-Мухаммад аль-Кудуки ад-Дагистани (30 августа 1652, с. Кудутль, ныне Гергебильский район Дагестана — 19 августа 1717, Алеппо, совр. Сирия) — дагестанский учёный-энциклопедист, имам, шейх Накшбандийского тариката, автор популярных сочинений по исламскому праву (фикх) и богословию, арабской грамматике, логике, философии, математике, хронологии, древним языкам и т. д - Википедия

Со второй половины XVII века казанские богословы стали ездить в Бухару. С усилением торговых связей Бухары и сибирских регионов бухарские медресе стали наиболее популярными у казанских улемов.

Отсюда в Казань стали проникать идеи Махдуми Азама - крупнейшего теоретика учения Накшбанди.

  • Махдуми Азам (Саид Джалал ад-дин Ахмад ал-Касани ад-Дахбеди, 1461—1542) — исламский богослов и мистик из Средней Азии, представитель суфизма, основатель школы «Дахбедия», крупный теоретик и шейх учения Накшбанди - Википедия

Широкое распространение суфийского учения в Казани связывается с именем Суфи Аллаяра (1644-1721 годы жизни) - узбека из рода утарчи. Он бывал в Казани и приобрел здесь множество последователей.

  • Знаменитое стихотворное произведение Суфи Аллаяра «Саботул ожизин» написанное на узбекском языке было посвящено суфийской философии стало позже учебным пособием для медресе - Википедия

Благодаря исламскому просвещению татарские улемы стали источником просвещения для народов Поволжья и Дешт-и-Кипчака.

Оглавление цикла статей "История татар и сопредельных народов" на канале "История и культура Евразии"

Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.