… «Нет асаны, лучше сиддхасаны, нет кумбхаки круче кевала-кумбхаки, нет мудры равной кхечари-мудре. И ничто не воспринимается так захватывающе, как нада, внутренний звук.»
(Хатха йога Прадипика)
1. Кхечари мудра
В древних секретных текстах описывается процесс постепенного подрезания уздечки языка, для получения возможности последнего, глубже проникнуть в носоглотку, достигнув до ноздрей. Таким образом кончик языка регулирует дыхание и даёт контроль над дыханием одной ноздрей или другой, а затем возможно и выше… Практика сложная, не раз повторяется, что должна проводится под наблюдением опытного наставника. Необходимо время, терпение, регулярная практика и конечно опытный наставник в этой мудре — Гуру. Во время этой мудры активизируется контроль над потоками иды и пингалы с помощью дыхания, используя кончик языка.
Ученик должен самостоятельно созреть до нужного этапа посвящения, тогда Бог заметит неопылённый цветок и пошлёт обязательно нужные объекты и артефакты для ритуала выхода за пределы исчерпанной дхармы. Цветы не ищут пчёл, пчёлы появляются, когда созревают цветения.
Прикладывая все усилия для качественного следования по своему естественному пути развития и эволюции (дхарма) человек должен однажды зацвести так, чтобы его благоухание заметил Творец этой окружающей реальности и послал условия для перехода к новым изменениям и новым целям. Самостоятельные и преждевременные попытки вмешаться в процесс раньше положенного обречены на провал.
За счет уникальных практик контроля и регулировки энергии в нижней области живота (в основном посредством брахмачарья), идёт сублимация оджаса. Так же растения через корни тянут в верх питательные вещества для цветения и плодов. Это форма энергии, которая начинает распределяться по всему телу и благодаря практикам йоги концентрируется в области черепа, где постепенно созревает нектар амрита, который стремится спускается вниз. Йоги разработали практику кхечари мудры и випарита-карани мудры, благодаря которым поток ценного нектара сохраняется и приносит пользу мозгу и всему телу.
Удержание этой жидкости, нектара в мозге, оказывает влияние на гипоталамус, который является важнейшим центром управления всеми физико-психологическими процессами. Кроме этого, оказывается глубокое воздействие на гортань, вишуддха чакру, а на физическом уровне на щитовидную железу и эндокринную систему, эта гармоническая деятельность желез ведет к цветению, к цельному крепкому здоровью, к пробуждению сознания. Тело становится сильным, красивым и стойким к ядам. Исчезают страхи, фобии и комплексы. Рассасываются психические узлы, что приводит к растворению старой кармы (в писаниях есть упоминания о разных вкусах нектара, который начинается с горько-кислого вкуса – вкуса опыта и заканчивая приторно сладким…). Так образуется новая карма для нового человека, где он будет соединен со своей божественной сущностью. Он становится Йогом – тем, кто осуществил йогу (связь, уздечка) – Слияние Бога и Человека.
2. Випарита Карани мудра (печать обратного действия).
Во всех источниках однозначно упоминается, что эта мудра выполняется так, чтобы нёбо (луна, то место откуда исходит нектар) было ниже пупка (солнца, области которая его поглощает). В Гхеранде Самхите ясно указывается на ширшасану (стойка на голове), а в Хатха йоге Прадипике это завуалировано и расплывчато указывается на Випарита Карани, в похожем выполнении Сарвангасаны, но ноги опускаются ближе к голове, где-то на 45 градусов. Эта же практика описывается в Крия Йоге, но с различными концентрациями и визуализациями. Думаю, что любой из этих вариантов будет приводить нас к нужному эффекту, просто уникальное строение каждого человека требует иногда таких же уникальных путей достижения. Многое может просто зависеть от физического состояния занимающегося, кому-то стойка на голове пока не доступна, главное это научиться выполнять её постепенно более длительное время.
Важно также понимать, что стойка на голове должна выполняться корректно, чтобы не нанести себе вреда. Тело должно быть подготовлено к ней, считается что организм должен быть здоровым, не надо спешить с этой мудрой, так как результаты могут быть разными. И в текстах указывается, что корректное точное выполнение может дать только Гуру.
Положительные эффекты:
- При выполнении этой мудры, так как положение перевернутое, большая часть прибывает над уровнем сердца, лишь ограниченная часть под сердцем. Сила тяжести обеспечивает этой части усиленное кровообращение, в нормальных условиях обычно это не так, хотя продуктивность мозга напрямую зависит от количества поступления кислорода и крови.
- Также это положение приводит к лучшему оттоку венозной крови тех частей тела, которые обычно находятся ниже сердца, поэтому в них наблюдается застой. Усиленный отток венозной крови растягивает сердечную мышцу и порождает сильный сокращающий импульс. Эта повышенная активность сердечного сокращения положительно влияет на все тело. И конечно же исцеляюще действует на органы головы и шеи. Все клетки этой области омываются здоровой тканевой жидкостью, насыщенной питательными веществами и жизненно важными элементами, в частности кислородом.
- Не секрет, что здесь находятся важные эндокринные железы: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа и поэтому воздействия происходит на все области человеческой сути.
- Также эта мудра очень положительно влияет на кожу, в особенности лица и головы из-за лучшего энергоснабжения, а также считается, что сильно успокаивает человеческий ум и гармонизирует все функции организма.
📌 После ширшасаны (или любой перевернутой позы) обязательно Шавасана (поза трупа) для расслабления.
По писаниям, постоянно занимаясь данной практикой, побеждаются болезни и смерть, пьющий нектар, получает Сиддхи и не растворяется даже в период Пралайи.
3. Ваджроли мудра (печать громовержца).
Из всех многочисленных практик хатха йоги, более всего окружены ореолом тайны мудры ваджроли, сахаджоли и амароли. В одном авторитетном переводе Шива Самхита от 1914 г. даже пропускаются тексты о ваджроли, так как они нарушают правила приличия и этики того времени и переводчик дает примечание, что речь в этой мудре идет о «непристойных приемах(способах) для тантриков с низким образом мыслей». Такие мнения приводят к еще большим загадкам…но существуют техники, которые должны изучаться не просто из книг, а требуется посвященный и знающий человек, наставник, испытавший на себе, только он может объяснить все аспекты практики и научить.
Поэтому я не хочу заострять много внимания на этих практиках, исходя только из книг, но все-таки хочется немного поговорить о них, хотя бы высказав свою точку зрения. Человеческое тело — это проявление духовной энергии и, следовательно, может быть инструментом для достижения определённых результатов в йоге, как блаженство (мокша) и освобождение (мукти), которые включают 3 уровня нашего существования: физический, умственный и духовный. Чтобы сделать тело инструментом для духовной реализации, требуется очистить его от кармических загрязнений (что успешно делает хатха йога) и привести в движение поток жизненных энергий и сознания. Для того, чтобы дойти до космического сознания (Кундалини Шакти), необходим большой потенциал, что может дать только сексуальная энергия (самая могущественная сила во Вселенной), и в особенности дающие жизнь сексуальные жидкости мужчины и женщины. Эти практики о том, как правильно сохранять и использовать эти жидкости во время ритуального полового сношения, а также все подготовительные этапы. Для мужчины и женщины — это разные практики, но результат один. В наше время существует мнение, что женщины в критические дни не должны выполнять перевернутые асаны, а вот здесь я нашёл описания выполнения различных упражнений для сохранения крови как раз во время менструации.
Описывается в Хатха йоге Прадипике, что «только та женщина, что может удерживать свою женскую детородную силу, подобно мужскому семени и удерживать свою менструальную кровь, как при ваджроли, может называться йогиней. Если она может поднимать свою кровь вверх, она настоящая йогиня. Она знает прошлое и будущее и может парить в воздухе».
Для мужчины описываются другие уникальные техники, они сложные, не думаю, что стоит их описывать тут, а также выполнять без участия посвященного человека – Гуру.
4. Шакти чалана (печать движения Шакти).
Об этой технике в писаниях упоминается, как о практике пробуждения Кундалини Шакти, без которой выхолащивается практика Йога. Это упражнение уже для йогов высшего уровня, так сказать. У йога должно уже быть подготовлено тело, сознание, он должен пройти все ступени, как яма и нияма, крийя, асаны, пранаяма, должна быть освоена баддха падмасана. Эта техника очень хорошо объясняется в Хатха йога Прадипике, объясняется Кундалини, как спящая змея, свернутая в 3 с половиной оборота. Там объясняется, где именно находится место Канда, расположение спящей Кундалини и откуда берут начало все 72000 нади.
(Использованные материалы: «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита», «Хатха йога Прадипика», «Кундалини-йога-парампара» Рейнхард Гамментхалер)
В своей книге «Третье открытие силы» Андрей Владимирович Сидерский в художественной форме описывает эти феномены. 👇
Скачать книгу Сидерского " Третье открытие силы " по ссылке.
✨ В заключении хочу пожелать всем читающим эту статью, оставаться объективными, позитивными и щедрыми на похвалу. В последующих статьях поделюсь другими интересными дыхательными практиками. Буду признателен, если кто-то может поделиться своими фишками и озарениями. Всё о чём я здесь пишу - это мой личный опыт и не факт, что это может подойти каждому. Всё даётся как одна из возможных версий естественного хода событий и не означает, что вы должны соглашаться абсолютно со всем, что кто-то здесь публикует. Каждый имеет право на свою Точку Зрения. Однако свое Уникальное Виденье можно выразить очень тактично, а иногда лучшим вариантом может быть - просто промолчать.
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
До свидания.