Найти тему
Люблю Псков

Псков – "Дом Святой Троицы"

Оглавление

Археологи говорят, что Псков существовал с VI века. Славянский Псков где-то с VIII-IX века.

До XIV века на Руси нигде, кроме Пскова, не было храмов во имя Святой Троицы. Псковичи величали так и кафедральный храм, и город, и всю свою землю.
Из речи князя Довмонта:
«Братье моужи псковичи, кто старъ, то отец, а кто млад, то ми брат. Слышал есми мужество ваше въ всех странах; се же вам надлежит живот и смерть; братия моя, потягнете за дом святые Троица!...»
"Вольный Стольный Господин Псков – «Дом Святой Троицы» (pskoviana.ru)

Первый храм

на месте Троицкого собора был деревянным, и поставлен в X веке, по легенде после того, как великая княгиня Ольга, уроженка этих мест, увидела Три луча, опустившиеся из-за туч на скалистый утес в междуречьи.

"Здесь будет храм во славу Святой Троицы", – сказала Ольга. И жившие в этих местах поселяне в 957 году его и поставили. Деревянный. Как могли. С любовью и верой. И четыре столетия на Руси только в Пскове и был такой храм.

Но как это часто бывало, деревянная церковь сгорела.

К тому времени

из Новгорода прибыл в Псков князь Всеволод-Гавриил. И в 1138 году распорядился построить второй вариант собора в новгородском стиле. Но строили, как сообщает летопись, смоляне.

В. Д. Белецкий считает, что он сначала тоже был деревянный. А каменный, предположительно на средства Всеволода, возведен уже в 50-60-х годах.

Иконописный вариант – святой князь Гавриил с макетом храма Святой Троицы
Иконописный вариант – святой князь Гавриил с макетом храма Святой Троицы

И вот в 1363 году своды этого храма обрушились. Но первое чудо, связанное с храмом, никогда не забудется.

Буквально накануне, ночью, соборному пономарю явился святой князь Всеволод-Гавриил и велел вынести из Троицы всю церковную утварь. Псковичи послушались. После чего только и рухнули своды опустевшего храма.
Юрий Степанов

Псковитяне с 1348 года стали независимыми от Новгорода

Что и хотелось им подчеркнуть формами и духом нового храма Святой Троицы. В этот раз работали псковские зодчие. Строили из местного материала – известняка. Формы храма 12-го века сохранились.

Руководил строительством мастер Кирилл. И посвящено оно было независимости псковитян.

Интересно, что предыдущий собор строился из кирпича. А вот этот, третий, самобытный, решили создавать из местного материала. Но известняк непрочен. Его не сложить надежно и по-доброму не обтесать. Так, используя предыдущий опыт создателей Снетогорского храма, каменщики обработали плитняк особым раствором. Оригинальная обмазка смешалась с камнем, стены стали вечными, стильными и благородными.

По сохранившимся стенам на Снятной горе мы можем сейчас оценить мастерство строителей и предположить качество строившегося в то время Храма Святой Троицы.

Дом Святой Троицы Пскова на рубеже XV-XVI веков. Вид с главного торга. Реконструкция Г. Я. Мокеева
Дом Святой Троицы Пскова на рубеже XV-XVI веков. Вид с главного торга. Реконструкция Г. Я. Мокеева

"Стоим на том и стоять будем"

Так говорили псковичи, строя один за другим варианты собора на одном и том же фундаменте. Так они твердо и держались своего, псковского, уклада. И строительного, и жизненного.

Мастер хотел подчеркнуть псковскую свободу и самостоятельность. Поэтому старался строить максимально "не по новгородски".

По мнению ученых, Троицкий собор того времени был перекрыт на 32 ската. Это совершенно уникальное явление… Ни в одной архитектурной школе: ни в Полоцкой, ни в Смоленской, ни в Новгородской, ни в Московской нет такого количества скатов - Троицкий собор был уникальным в 14 веке. Псковичи, получившие свободу от Новгорода, ни от какого князя независимые создали свой стиль, ставший эталоном псковской культуры.

Слава мастера Кирилла Псковского в архитектуре была равна славе Андрея Рублева в живописи.

Рисунок с иконы XVII века
Рисунок с иконы XVII века
Троицкий собор в 1467 году после смены покрытий криволинейных на прямоскатные неизвестным мастером (переделывателем крыш). Реконструкция Г. Я. Мокеева
Троицкий собор в 1467 году после смены покрытий криволинейных на прямоскатные неизвестным мастером (переделывателем крыш). Реконструкция Г. Я. Мокеева

Можно было бы привести сразу второй рисунок – уж больно хорош храм в объемном варианте. Но обратите внимание на верхний: завершения глав все разные.

Не отсюда ли пошла слава псковского строителя Постника Яковлева по прозвищу Барма, построившего всемирно известный храм в Москве? И полуокружья на столпах такие же, как на макете второго храма на иконе.

А кто-то выступал, что западноевропейский архитектор строил. И где оно? Если кто уверен, поправьте меня, будет интересно.

Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного

Кром – средоточие военной силы Пскова

По предположению Геннадия Яковлевича Мокеева, оставившего нас в этом году (светлая ему память!) и на основании исследований археологов Кром выглядел так:

С севера окружен реками Великой и Псковой и крепостной стеной с Кутней башней, с юга Персями (грудью)
С севера окружен реками Великой и Псковой и крепостной стеной с Кутней башней, с юга Персями (грудью)

На рисунке за храмом – двухэтажные клети – хлебные амбары на случай осады или голода и «зелейная казна» — государственные амбары с запасами пороха, пушечных ядер и военного снаряжения.

Археологи обнаружили в том месте множество металлических пластин высококлассной ковки. Примерно триста воинов можно было собрать в случае срочной необходимости в стенах Кремля в течение получаса – это большая воинская сила для средних веков. А значит, Кром в Пскове был арсеналом, воинской базой, как сказали бы современные военные специалисты.
Об этом мало кто догадывался. Об этом мало знали даже среди тех, кто занимался историей Пскова. Вот так умели псковичи хранить тайны. Поэтому Псков практически невозможно было взять приступом, учитывая оперативное снаряжение войска и прекрасную крепостную защиту.

Сторожевые собаки охраняли все это богатство. Кража из Крома рассматривалась как тяжкое государственное преступление, которое каралось смертной казнью.

И ещё был такой закон: если на территории Крома обнаруживался подозрительный человек без разрешения от воеводы, его тоже казнили сразу, как говорится, без суда и следствия.

Вечевая площадь

Вот она как раз расположена между храмом и Персями. На рисунке выше видно, что к ней обращен вход в собор через двухэтажные Сени. Это, кстати, уникальное строение, таких не попадалось историкам нигде на Руси. В этом помещении стоял Ларь, в котором хранились все псковские документы. Практически Псковский государственный архив.

Археологи подсчитали 6 сегментов на Вечевой площади, по количеству городских концов (микрорайонов). Пожилые люди сидели перед степенью (трибуной), молодые стояли за ними. Выйти и высказаться мог каждый от князя до любого псковича.

Начинал Вече священник. Произносил молитву сначала за живых, потом за ушедших в иной мир. Живые стояли лицом к Святой Троице. А позади, в Довмонтовом городе, в захоронениях возле храмов лежали достойнейшие. И живым трудно было солгать перед Троицей и могилами предков.

На стене, отделявшей Вечевую площадь от Довмонтова города, была выстроена вечевая колокольница. Шатровая, каких еще в московских землях не было. С нее звонили семь колоколов. Шесть для каждого из шести концов и один общий вечевой для всего города. Она была выше башен крепости, но ниже собора. То есть для Пскова важнее Святая Троица, а следом – городская власть.

И не случайно сегодня существуют заключения, что Псковская вечевая республика была наиболее справедливой формой правления государством, истинная форма демократии. Конечно, и тогда хватало конфликтов. Но если демократия где-то в мире и была, так это в Афинах в 5 веке до нашей эры и в Пскове в 14-15 веках нашей эры. То была народная, подлинно демократическая власть.
http://www.blagopskov.ru/articles/637

Довмонтов город

Вот он здесь, Довмонтов город. Между Персями и Довмонтовой стеной
Вот он здесь, Довмонтов город. Между Персями и Довмонтовой стеной

Туристы всегда спрашивают экскурсовода: почему так много фундаментов храмов на такой маленькой территории? Что, земли что ли в Пскове не хватало?

И действительно, больше такой "прослойки" из храмов между основным собором и остальным городом нигде в мире не встречается.

К сожалению, храмы Довмонтова города так и не восстанавливаются, хотя они действительно явление необычайное во всей истории русских земель.
К тому же, в храмах Довмонтова города и Рождественской батареи, как принято называть часть храмов в правой части Довмонтова города, были найдено 150 метров первоклассной живописи 14 века, которые "уехали" в Эрмитаж и теперь находятся в запасниках великого музея.
Мы же до сих пор не думаем серьезно, как вернуть на родину хотя бы часть из них. Но для этого надо доказать Эрмитажу, что мы действительно хотим определить достойное место для хранения и показа фресок, наконец, реально создать Музей Фрески в Пскове.
Это редчайшие фрески 14 века – времени, которое остается самым таинственным и непознанным временем, как в Европе, так и в России. Ведь в это время на всей территории Руси еще царило татаро-монгольское иго, и только на Пскове и Новгороде его не было.

У нас получилось бы, если мы были бы менее "ленивы и нелюбопытны", как сетовал еще А. С. Пушкин.

А вернемся мы к мастеру Кириллу, который третий храм Святой Троицы строил. Ниже мы видим обозначения фундаментов в Довмонтовом городе. Фундамент напротив прапора, висящего на стене, – храм Кирилла с Гребли. Это значит, что за особые заслуги церковь и город разрешили мастеру построить храм в честь своего святого: "…церковь во имя святого Кирилла разреши поставить мастеру".

Фундамент, отмеченный желтым
Фундамент, отмеченный желтым

Дом Святой Троицы на земле

О заслугах. Кроме того, что Кирилл нашел свой, необычный псковский стиль, он воплотил идею "Дом Бога на земле": "У Бога есть дом на небе – Обитель небесная. А сделать бы в Пскове обитель Бога на земле". То есть единственное место на Руси – "Дом Святой Троицы". Ведь не случайно, по завещанию Ольги, на Руси первый храм Святой Троице был поставлен в Пскове.

В "Откровении" Иоанна Богослова о Доме Бога на небе примерно сказано: "в этом граде Сидящий в Вышине, перед ним горят семь светильников и сидят 24 старца в белых одеждах с золотыми главами - это Судьи".

По мнению известного псковского искусствоведа, краеведа, историка Тамары Шулаковой и сторонников этой концепции псковского градостроения, мастер Кирилл поставил Престол собора Святой Троицы, (окружив его шестью предельными храмами), выше всего и всех, а шесть соборов в Довмонтовом городе вместе с Престолом Святой Троицы – это и есть 7 светильников.
Считаем храмы, которые были поставлены в Довмонтовом городе: 6 соборных храмов на каждый городской конец, 12 пригородных храмов. Итого, 18 и 7, сосчитанных нами в Троицком соборе. Получается – 25. То есть: 24 старца и один Сидящий в Вышине. Так мастер Кирилл представил всю тайную богословскую символику Святой Троицы.

Прежде, чем начать работу, Кирилл поделился своим замыслом с городом. Обсудив, Вече утвердило.

Г. Я. Мокеев. Символика Святой Троицы, воплотившаяся в храмоздании Пскова
Г. Я. Мокеев. Символика Святой Троицы, воплотившаяся в храмоздании Пскова

Вече утвердило, понимая, что если Бог примет предложение псковитян, то Псков всегда выстоит перед любым врагом и перед самой сильной армией, до того момента, "пока сам не отпадет от Бога".

История показала, что народ, идущий на битву с верой, что защищает "Дом Святой Троицы", побеждал всегда.

Не все ученые согласны с этой теорией. Ну, со временем История ответит и на этот вопрос.

"По Пскову XVII века", Ю. П. Спегальский. Вид из Довмонтова города на Святую Троицу
"По Пскову XVII века", Ю. П. Спегальский. Вид из Довмонтова города на Святую Троицу

Нынешний вариант Троицкого собора

По инициативе псковского митрополита Маркелла в 1682 году "за ветхостью" собор был частично разобран и началось строительство нового с добавлением тесаных известковых плит. Через 6 лет строительства недостроенные своды рухнули. Пришлось все начинать сначала. Достроен и освящен новый собор был в 1699 году.

Построен он был по московским лекалам, грубо говоря. Высокий, 78 метров. По старым документам главы Свято-Троицкого собора видны были за 56 верст.

© prosto88  А контрастные облака очень даже хороши: символичны, по-моему
© prosto88 А контрастные облака очень даже хороши: символичны, по-моему

Из-за неравномерной усадки в 1770 году появились трещины, пришлось укрепить стены контрфорсами. "Потом наружные стены собора отштукатурили, и он стал таким, каким мы можем видеть его сегодня."

Только что узнала, что о сносе Троицкого собора намекал нарком обороны К. Е. Ворошилов, в честь которого был назван лучший довоенный танк "КВ" и присуждалось популярное звание "Ворошиловский стрелок". Из-за того, мол, что собор – прекрасный «артиллерийский ориентир для противника с Запада».

И его тут же, конечно, поддержал тогдашний директор Псковского музея В.Ф. Зыбковец.

Он писал в 1936 году, что Троицкий собор «ничего общего с особенностями стиля псковского зодчества не имеет» и поэтому считал «возможным полную ликвидацию Троицкого собора»
Юрий Степанов

Слава Богу, как говорится, что 322 года белоснежный красавец Собор Святой Троицы и сейчас украшает наш древний город и рассказывает свою сказочную историю тем, кто хочет ее услышать.

Начало Пскова. Три луча. Детский вариант

Как жили люди в средневековье во Пскове. Интересная деталь – "кромские псы"

Польская разведка переиграла русскую контрразведку. Пушкарь Михаил Еремеев

Основной источник –

Докучаев И. А. "Псков - самый загадочный город на земле? (Неожиданные результаты одного исследования)"

Загадки Троицкого собора

Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.