Плюсы:
1. Цена. Лодки серии Налим дешевые. За 15-20к. рублей можно купить в хорошем состоянии.
2. Вес и размеры в транспортном положении. 10 кг. Налим 300 помещается в большой рюкзак и достаточно лёгкий чтобы нести еще и рюкзак с вещами и едой для короткого похода.
3. Габариты в походном состоянии. 4400х920х260 (ДхШхВ) Вместимость 3 человека на прогулке и 2 человека с грузом для похода. 300 кг грузоподъемность. Соотношение длины к ширине 4,8.
4. Простота конструкции. Легкий стапель и антистапель. Развернул, накачал, пошел. И некоторые удобные моменты конструкции.
Минусы:
1. Конструкция. Плоское дно, лодка не хочет ходить прямо (решается рулем-стабилизатором).
2. Парусность. Высокие баллоны и высокая посадка гребцов создают парусность. Скорее особенность которую надо учитывать при планировании похода.
3. Качество изготовления и материалы. Этот пункт нивелируется низкой ценой.
4. Посадка гребцов и сидения. Субъективный минус. Тоже решаемо.
Резюме: Лодка отличная за свои деньги, но с особенностями, которые компенсируются выбором маршрута, навыками экипажа, техническими доработками.
Ниже подробно с фото опишу минусы, плюсы и особенности эксплуатации.
Плюсы подробно.
1. Цена.
Я купил эту лодку Б/У в Феврале 2018 года за 14500 р. Полный комплект, вёсла, сидения, насосы, мешок. Это была самая дешевая лодка в продаже по стране в габарите "двое туристов плюс груз". Дешевле были только налимы-одиночки. Старая культовая Таймень-2 в живом виде в 1,5-2 раза дороже.
Новая лодка тоже стоит приемлемо и это отличный вариант лодки чтобы попробовать что такое водный туризм. А вдруг не понравится?
Мой Налим-300 приехал из Тюмени транспортной компанией
2. Вес и размеры в транспортном положении.
Лодка, вёсла, насосы, сиденья помещаются в большой баул (литров 100). Настолько компактный что его удобно возить в маленьком багажнике.
Удобно взять и поехать на электричке вверх по течению. Вес позволяет нести на себе лодку и еще сумку с едой и вещами.
Удобно хранить на балконе, на полке или в шкафу. И это именно лодка целиком никакого сопутствующее барахло отдельно не валяется (ну кроме спасжилетов)
3. Габариты в походном состоянии. 4400х920х260 (ДхШхВ).
Именно Налим-300 оптимален по длине. Больше чем в 3 человека не ходим, обычно 2 плюс груз. Длинна достаточная чтобы всё влезло, но не длиннее чем нужно. Многие байдарки-двойки имеют длину 4,5-5 метров.
4. Простота конструкции. Легкий стапель и антистапель.
Удобно из мешка вытащил рулон, развернул, накачал и готово. Я даже сиденья не снимаю. Сборка в обратном порядке, но есть нюанс. Лодка будет обязательно мокрая, а высушить при сборке не всегда получается. Бывает дождь идет, бывает ночь наступила. Приходится сушить на следующий день. Можно вывесить во дворе на турнике. Сохнет быстро. При сушке обсыпается песок и мусор, дома сушить не стоит.
Из особенностей конструкции больше всего нравится леер по всему периметру лодки и петли для него. Всегда можно что то прицепить, привязать. Удобные карманы в носу и в корме.
Минусы:
1. Конструкция.
И всё таки это не байдарка. Это "надувное каноэ с закаяченными краями" и абсолютно плоским дном. И прямо она идти не может.
В памятке по использованию байдарок Налим написано: "Навык по своевременной коррекции курса может вырабатываться несколько дней (некоторые к этому в принципе неспособны)."
Я не способен. Не способен терпеть эти мучения и даже не хочу. В этой же памятке рекомендуют установить рулевое устройство.
И таки его надо устанавливать сразу. Я сначала сходил в поход на выходные и стало очевидно что нужен даже не руль а шверт/киль/скег, наконец просто весло сзади привязать. И это сильно меняет дело.
И это сильно меняет поведение лодки. Руль данной конструкции из труб и куска дюрали сам поднимается и опускается при проплыве через предметы.
Лодка идет как по рельсам и её поведение становится предсказуемым. Плавание из постоянной борьбы за направление превращается в поход и развлечение.
Так же можно сделать скеги из вентканала на дно лодки.
Примечание КБ Сталкер:
"Стабилизатор, видимо, вещь полезная, но только, пока корма ориентирована достаточно ровно по оси судна. Обращаем внимание, что при изменении давления в баллонах, а также, по мере обтягивания шкуры корма (и нос) могут поворачиваться, и тогда стабилизатор будет приводить к уклонению судна от прямого курса."
http://stalker.lib.ru/otzyv-stabilizator.htm
Короче говоря лодка всегда кривая. Даже на фото видно.
Причем сколько мы вокруг неё прыгали, как баллоны не крутили, вроде делаешь ровной, чуть сдвинул - лодка винтом. Поэтому просто смирились. под грузом на воде немного выравнивается.
И даже на такой кривой и непредсказуемой геометрии стабилизатор работает.
2. Парусность.
Памятка: "Судно способно за 2сек. повернуть на 90 градусов. Столь резкий поворот опасен - можно перевернуться!"
Плюсы компактности, веса и легкой сборки дают особенности в виде высоких баллонов и высокой посадки гребцов. И это просто надо учитывать. Из за такой парусности широкие водоемы и реки с плоскими берегами в ветреную погоду лучше избегать. Но всё зависит от подготовки и желания, конечно.
Лучше всего Налим идет по узким речкам, ерикам и каналам вроде реки Аксай где влияние ветра не ощущается.
3. Качество изготовления и материалы.
При такой стоимости нет смысла ждать высокого качества. Просто надо принять как факт. Хуже всего дело обстоит с сидениями. Баллоны сидений пропускают по фланцам и быстро сдуваются. С материала сидений облез лохмотьями внутренний резиновый слой. Сами чехлы сидений слабые и рвутся в нагруженных местах где крепятся к петлям на шкуре. Из старых ремней безопасности сделал Х образные ленты под штатные сидения, так держит хорошо.
Швы на шкуре тоже местами разлезаются, но в целом держатся.
Или вот соединение леера в том виде в каком досталось мне.
4. Посадка гребцов и сидения.
Очень не хватает упора для спины. От самих сидений можно отказаться и сидеть на рюкзаке или бауле с вещами, но без упора для спины никак.
Делается из куска пластиковой трубы, каремата и такелажной стропы (она дает возможность регулировать). Очень удобно. Этот же каремат используется для сна.
В целом лодка мне нравится. Налим отличный вариант попробовать водные походы и определиться нужен ли вам этот водный туризм вообще.
В прошлом году у меня появилась каркасная байдарка, но от Налима избавляться не спешу. Его удобно возить и хранить. Взять с собой туда куда не возможности тащить каркасную байдарку.
UPD: Так же есть проблема определения производителя БУ лодки. КБ Сталкер существует в количестве двух штук, один из них фейк и сложно понять кто из них произвел конкретно эту лодку.