Найти тему
Встречный ветер

Отзыв о Налим 300. Надувная байдарка от КБ Сталкер. Плюсы и минусы. Опыт использования.

Плюсы:

1. Цена. Лодки серии Налим дешевые. За 15-20к. рублей можно купить в хорошем состоянии.

2. Вес и размеры в транспортном положении. 10 кг. Налим 300 помещается в большой рюкзак и достаточно лёгкий чтобы нести еще и рюкзак с вещами и едой для короткого похода.

3. Габариты в походном состоянии. 4400х920х260 (ДхШхВ) Вместимость 3 человека на прогулке и 2 человека с грузом для похода. 300 кг грузоподъемность. Соотношение длины к ширине 4,8.

4. Простота конструкции. Легкий стапель и антистапель. Развернул, накачал, пошел. И некоторые удобные моменты конструкции.

Минусы:

1. Конструкция. Плоское дно, лодка не хочет ходить прямо (решается рулем-стабилизатором).

2. Парусность. Высокие баллоны и высокая посадка гребцов создают парусность. Скорее особенность которую надо учитывать при планировании похода.

3. Качество изготовления и материалы. Этот пункт нивелируется низкой ценой.

4. Посадка гребцов и сидения. Субъективный минус. Тоже решаемо.

Резюме: Лодка отличная за свои деньги, но с особенностями, которые компенсируются выбором маршрута, навыками экипажа, техническими доработками.

Ниже подробно с фото опишу минусы, плюсы и особенности эксплуатации.

Плюсы подробно.

1. Цена.

Я купил эту лодку Б/У в Феврале 2018 года за 14500 р. Полный комплект, вёсла, сидения, насосы, мешок. Это была самая дешевая лодка в продаже по стране в габарите "двое туристов плюс груз". Дешевле были только налимы-одиночки. Старая культовая Таймень-2 в живом виде в 1,5-2 раза дороже.

Новая лодка тоже стоит приемлемо и это отличный вариант лодки чтобы попробовать что такое водный туризм. А вдруг не понравится?

Мой Налим-300 приехал из Тюмени транспортной компанией

Налим-300 на снегу в Тюмени. Фото из объявления.
Налим-300 на снегу в Тюмени. Фото из объявления.

2. Вес и размеры в транспортном положении.

Лодка, вёсла, насосы, сиденья помещаются в большой баул (литров 100). Настолько компактный что его удобно возить в маленьком багажнике.

Налим с вёслами, сиденьями и насосом в багажнике Hyundai Getz
Налим с вёслами, сиденьями и насосом в багажнике Hyundai Getz

Удобно взять и поехать на электричке вверх по течению. Вес позволяет нести на себе лодку и еще сумку с едой и вещами.

Удобно хранить на балконе, на полке или в шкафу. И это именно лодка целиком никакого сопутствующее барахло отдельно не валяется (ну кроме спасжилетов)

Налим-300 комплектный на полке на балконе.
Налим-300 комплектный на полке на балконе.

3. Габариты в походном состоянии. 4400х920х260 (ДхШхВ).

Именно Налим-300 оптимален по длине. Больше чем в 3 человека не ходим, обычно 2 плюс груз. Длинна достаточная чтобы всё влезло, но не длиннее чем нужно. Многие байдарки-двойки имеют длину 4,5-5 метров.

-5

4. Простота конструкции. Легкий стапель и антистапель.

Удобно из мешка вытащил рулон, развернул, накачал и готово. Я даже сиденья не снимаю. Сборка в обратном порядке, но есть нюанс. Лодка будет обязательно мокрая, а высушить при сборке не всегда получается. Бывает дождь идет, бывает ночь наступила. Приходится сушить на следующий день. Можно вывесить во дворе на турнике. Сохнет быстро. При сушке обсыпается песок и мусор, дома сушить не стоит.

Из особенностей конструкции больше всего нравится леер по всему периметру лодки и петли для него. Всегда можно что то прицепить, привязать. Удобные карманы в носу и в корме.

Всё крепится к лееру. Сиденья, ремни для груза, ремни для спинок.
Всё крепится к лееру. Сиденья, ремни для груза, ремни для спинок.

Минусы:

1. Конструкция.

И всё таки это не байдарка. Это "надувное каноэ с закаяченными краями" и абсолютно плоским дном. И прямо она идти не может.

В памятке по использованию байдарок Налим написано: "Навык по своевременной коррекции курса может вырабатываться несколько дней (некоторые к этому в принципе неспособны)."

Я не способен. Не способен терпеть эти мучения и даже не хочу. В этой же памятке рекомендуют установить рулевое устройство.

И таки его надо устанавливать сразу. Я сначала сходил в поход на выходные и стало очевидно что нужен даже не руль а шверт/киль/скег, наконец просто весло сзади привязать. И это сильно меняет дело.

Перо стабилизатора. На фото труба под леером, обычно эту трубу не фиксируем что обеспечивает возможность подъема стабилизатора.
Перо стабилизатора. На фото труба под леером, обычно эту трубу не фиксируем что обеспечивает возможность подъема стабилизатора.

И это сильно меняет поведение лодки. Руль данной конструкции из труб и куска дюрали сам поднимается и опускается при проплыве через предметы.

-8

Лодка идет как по рельсам и её поведение становится предсказуемым. Плавание из постоянной борьбы за направление превращается в поход и развлечение.

Стабилизатор опущен в воду. Так же видно что лодка перекошена.
Стабилизатор опущен в воду. Так же видно что лодка перекошена.

Так же можно сделать скеги из вентканала на дно лодки.

Примечание КБ Сталкер:
"Стабилизатор, видимо, вещь полезная, но только, пока корма ориентирована достаточно ровно по оси судна. Обращаем внимание, что при изменении давления в баллонах, а также, по мере обтягивания шкуры корма (и нос) могут поворачиваться, и тогда стабилизатор будет приводить к уклонению судна от прямого курса."

http://stalker.lib.ru/otzyv-stabilizator.htm

Короче говоря лодка всегда кривая. Даже на фото видно.

Хорошо видно что лодка "винтом"
Хорошо видно что лодка "винтом"

Причем сколько мы вокруг неё прыгали, как баллоны не крутили, вроде делаешь ровной, чуть сдвинул - лодка винтом. Поэтому просто смирились. под грузом на воде немного выравнивается.

И даже на такой кривой и непредсказуемой геометрии стабилизатор работает.

2. Парусность.

Памятка: "Судно способно за 2сек. повернуть на 90 градусов. Столь резкий поворот опасен - можно перевернуться!"

Плюсы компактности, веса и легкой сборки дают особенности в виде высоких баллонов и высокой посадки гребцов. И это просто надо учитывать. Из за такой парусности широкие водоемы и реки с плоскими берегами в ветреную погоду лучше избегать. Но всё зависит от подготовки и желания, конечно.

Налим на Дону.
Налим на Дону.

Лучше всего Налим идет по узким речкам, ерикам и каналам вроде реки Аксай где влияние ветра не ощущается.

Золотой ерик, недалеко от Старочеркасска.
Золотой ерик, недалеко от Старочеркасска.

3. Качество изготовления и материалы.

При такой стоимости нет смысла ждать высокого качества. Просто надо принять как факт. Хуже всего дело обстоит с сидениями. Баллоны сидений пропускают по фланцам и быстро сдуваются. С материала сидений облез лохмотьями внутренний резиновый слой. Сами чехлы сидений слабые и рвутся в нагруженных местах где крепятся к петлям на шкуре. Из старых ремней безопасности сделал Х образные ленты под штатные сидения, так держит хорошо.

Швы на шкуре тоже местами разлезаются, но в целом держатся.

Или вот соединение леера в том виде в каком досталось мне.

Карабин на соединении концов леера.
Карабин на соединении концов леера.

4. Посадка гребцов и сидения.

Очень не хватает упора для спины. От самих сидений можно отказаться и сидеть на рюкзаке или бауле с вещами, но без упора для спины никак.

Делается из куска пластиковой трубы, каремата и такелажной стропы (она дает возможность регулировать). Очень удобно. Этот же каремат используется для сна.

Каремат в качестве упора для спины.
Каремат в качестве упора для спины.

В целом лодка мне нравится. Налим отличный вариант попробовать водные походы и определиться нужен ли вам этот водный туризм вообще.

На Налиме по каналу Несветай ГРЭС
На Налиме по каналу Несветай ГРЭС

В прошлом году у меня появилась каркасная байдарка, но от Налима избавляться не спешу. Его удобно возить и хранить. Взять с собой туда куда не возможности тащить каркасную байдарку.

UPD: Так же есть проблема определения производителя БУ лодки. КБ Сталкер существует в количестве двух штук, один из них фейк и сложно понять кто из них произвел конкретно эту лодку.