4,7K подписчиков

Океан доброты Владимира Сергеева

183 прочитали
Владимир Сергеев. Скульптура-юмореска «Дама со вкусом». По модели 1981 года. Конаково. Высота 11,4 см. Аукционный дом «Среди коллекционеров». Лот 289. Источник: ru.bidspirit.com
Владимир Сергеев. Скульптура-юмореска «Дама со вкусом». По модели 1981 года. Конаково. Высота 11,4 см. Аукционный дом «Среди коллекционеров». Лот 289. Источник: ru.bidspirit.com

Друзья, в четверг 10 июня 2021 года состоится 17-й аукцион «СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ», во 2-й сессии которого будет представлено наследие Владимира Александровича Сергеева – прославленного художника Конаковского фаянсового завода. Хочу вам представить эти произведения из частной коллекции в контексте интервью и воспоминаний мастера.

Аукцион пройдёт в онлайн форме – с возможностью заочного и телефонного участия. Предаукционный просмотр проходит в антикварном магазине по адресу Москва, Беговая ул., д.24 – с 7 по 9 июня (с 12:00 до 18:00) – только по предварительной записи. По любым вопросам звоните +7-985-566-1111.

Начало 2-й сессии на БИДСПИРИТ в 20:00. 10 июня, в день аукциона, ставки принимаются до 17:00, консультации уже не проводятся.

Друзья, в четверг 10 июня 2021 года состоится 17-й аукцион «СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ», во 2-й сессии которого будет представлено наследие Владимира Александровича Сергеева – прославленного художника...-2
Осипов Б. Подарил океан доброты // Газета «Заря», 25 марта 1989

С давних лет преклоняюсь перед художниками, испытываю трепет, входя в их мир, который зачастую начинается небольшой комнатой, плотно заставленной холстами, красками, кистями и, казалось бы, многими случайными предметами, но без которых творец не мыслит жизни.

Творческая мастерская скульптора фаянсового завода имени М. И. Калинина Владимира Александровича Сергеева не исключение. Хорошая хозяйка выставила бы за дверь половину того; что находится там, но привела бы в долгое волнение хозяина.

Знаю Владимира Александровича уже почти шестнадцать лет, не раз вёл с ним откровенный разговор как журналист, как человек, с любовью относящийся к его уникальному творчеству, был свидетелем того, как зрители, приходившие на его выставки, щедро ставили восклицательные знаки в книге отзывов и не спешили отходить от того или иного экспоната. А сколько теплоты было на их лицах. Свет добра и лукавства, исходивший от сергеевских скульптур, переходил к ним, и они уносили его с собой, как дорогой сувенир.

ИЗ ОТКРОВЕНИЙ В. А. СЕРГЕЕВА:
– В связи с частыми переводами отца по службе семья много ездила по стране: Украина, Рязань, Торжок, Калинин... Но, где бы я ни был, воспитатели детских садов, узнав о моих наклонностях к лепке и рисованию, всячески поощряли их в виде заданий – нарисовать то к Новому году зверюшек, то раскрасить плакатик. В школе всегда вводили в состав редколлегии стенной печати, предлагали рисовать портреты вождей (можно представить, как я старался. Шла Отечественная война), писателей и т. д. Считаю, что это значительно воспитывало в характере чувство ответственности, чувство долга и ориентировало на будущую профессию: дарить людям радость, улыбку...

А познакомился с Сергеевым через «Жирафёнка». Солнечная судьба оказалась у этой трёхногой скульптурки, великолепно раскрашенной большим художником завода Ф. Крохиной. Мне сказали, что сама королева Англии была от неё в восхищении. И эту знатную леди можно понять. Вкус у неё отменный.

ИЗ ОТКРОВЕНИЙ В. А. СЕРГЕЕВА:
– 1959 год. Конец сентября. Совнархоз. Главный художник СНХ С. М. Бескинская принимает участие в моей судьбе; даёт трёхмесячный срок на создание скульптуры для майолики фаянсовому заводу имени М. И. Калиннна. Создаю «Жирафёнка». Еду на завод. Встречаю «мухинцев». Среди них Ф. Крохину. Даю ей эскиз росписи. Она удивительно поняла замысел. «Жирафёнок» уже на выставке в Москве, 1961 год. Он запускается в производство. Англия ежегодно закупает десятками тысяч. Это длится почти двадцать лет. Тираж огромен!
После «Жирафёнка» создаю «Верблюжонка». Франция заказывает 200 тысяч штук. Отказ! Завод загружен заказом Англии. Турция заказывает «Тетёрку». Отказ (?). Предприятие переориентируется на выпуск хоз-посуды…

Несмотря на это, «Шалопай» тиражируется с 1972 года, «Кружка-пушка» с 1973-го.

Внимательный читатель; наверное, подсчитал: В. А. Сергеев уже тридцать лет творчески связан с Конаковом. Когда я напомнил ему об этом, он осторожно поправил меня: «Это будет, может случиться 19 декабря». Дело в том, что 21 марта у Сергеева был юбилей – шестьдесят лет и ему пора на пенсию по всем земным законам, а сколько ещё замыслов не осуществлено. Это волнует уникального мастера. Лёгкая грусть пугливой тенью пробежала по его лицу, когда зашла речь о ближайшем будущем.

А прошлое, как мы заметили, было прекрасным, хотя в это прекрасное врывались неудачи и обиды, глухота руководства и окружающих. Д. Кедрин, сказав «у поэтов есть такой обычай: в круг сходясь, оплевывать друг друга», имел, конечно же, в виду не только их.

Талант нуждается в поддержке. И в добром слове как вдохновителе и целителе.

ИЗ ОТКРОВЕНИИ В. А. СЕРГЕЕВА
— В 1956 году, получив диплом об окончании Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища, направился в тихий городок-посёлок Барановку, на фарфоровый завод имени И. Ленина. Оказалось, что это лучший среди заводов Украины... Внимаю, познаю не только фарфор (для Сергеева материал незнакомый), но и производство.
И работаю, работаю, работаю. И ...счастье – это директор завода Николай Герасимович Митин. Добрый, строгий, терпеливый человек. Поддержал, помог.

В Конакове он таких признаний не делал. Как говорится, информация к размышлению.

Гостеприимная Украина приняла и поняла художника. Там он не раз удостаивался премий на конкурсах, открылась перспектива стать главным художником завода, но душа рвалась в Россию. И всё-таки, когда пришла минута расставания, взгрустнулось: как жить без фарфора, что ждёт впереди? Вечный разлад человека.

Владимир Сергеев. Скульптура «Фантазия: Человек-Вселенная». 1978. Конаково. Высота 40,9 см. Аукционный дом «Среди коллекционеров». Лот 282. Источник: ru.bidspirit.com
Владимир Сергеев. Скульптура «Фантазия: Человек-Вселенная». 1978. Конаково. Высота 40,9 см. Аукционный дом «Среди коллекционеров». Лот 282. Источник: ru.bidspirit.com

И с фаянсом мастер нашёл язык. В Конакове родились его новые удивительно тёплые скульптуры, наборы, сувениры. Он мог бы стать и заслуженным художником РСФСР вместе с другими корифеями В. Г. Филянской и И. В. Васильевым, но тогда они не состояли в Союзе художников. Как много мы знаем примеров, когда обладатели заветных «корочек» их не заслуживают. Вот непонятно, что же помешало потом дать это звание человеку, прочно вошедшему в историю прикладного искусства и принятому в Союз в 1967 году без кандидатского стажа?

ИЗ ОТКРОВЕНИЙ В. А. СЕРГЕЕВА:
– Отзывы говорят мне, что я на добром, человеческом пути: моё творчество помогает жить, а порой выступает в неожиданном качестве. В многочисленных письмах обладателей «Жирафёнка» были и такие строки: «Спасибо Вам, Доктор! Спасибо, ставший дорогим человеком, друг. Теперь у меня есть Ваш Жираф. Он избавил меня от одиночества».
Бесспорно, горжусь я и посвящением поэта Якова Шведова: «у тебя, дорогой мой, есть Жирафёнок, а у меня есть Орлёнок»...
Поставить на одну доску Жирафёнка и Орлёнка? Принять это мне не позволяет совесть.

Подходят к концу мои заметки о творчестве В. А. Сергеева, а ведь я ещё ни слова не рассказал об одной характерной черте его – умении очеловечивать свои скульптуры, наделять их элементами сатиры. Если И. А. Крылов высмеивал людские пороки баснями, то В. А. Сергеев скульптурами. Не случайно на выставках его работ часто слышен смех.

В Калинине открылась новая персональная выставка, хороший подарок юбилею. Мне удалось увидеть в мастерской несколько экспонатов. И вновь: лукавство, юмор, сатира. Вот улитки-несуны, прихватившие со стройки всевозможные материалы для дома, для семьи. Вот «Холостяк» – одуревшая от одиночества собака, привязанная крепкой цепью. Вот «Старая дева», свившая на цветуще-плодоносящем дереве гнездо. Казалось бы, уже все ей безразлично, но будь осторожен, прохожий: яблоко, положенное ею под дерево, окружено капканом. Прекрасны «Адам и Ева», «Дон-Жуан». Поверьте мне!

В. А. Сергеев заканчивает композицию «Аквариум», решённую им оригинально. Тут в единстве форма и содержание. Внешняя простота скрывает муки творчества. Но надо ещё найти точный декор. А производственники уже интересуются: «Когда нам предложите?».

Художник и производство. Больная тема, которая вряд ли когда будет решена. Сложность технологического процесса нередко закрывает путь многим оригинальным замыслам. Счастлив тот художник, который сумел укротить в себе две стихии. Сергеев из этой когорты. Более того, он не только думает о высокой культуре создаваемых образцов, но и заботится об удешевлении производимого промышленностью товара, его многообразии.

ИЗ ОТКРОВЕНИЙ В. А. СЕРГЕЕВА:
– Если бы руководители предприятий правильно подходили к этому вопросу, то отдача художника была бы выше и производству, и общей культуре. Я это понял давно, и это помогло мне развить чувство единства интересов производства и личных (творческих). Мои вещи просты как для промышленного производства, так и для понимания. В них заложен сгусток души, сердца, разума, опыт жизни.
Подводя итог, могу с чистой совестью сказать, что долг перед родителями, школой, комсомолом, партией, учителями, обществом, Родиной оправдывал.

Думаю, что итог В. А. Сергееву подводить рано. На днях его поздравили с награждением серебряной медалью ВДНХ СССР.

В производство запущена новая скульптура «Кенгурёнок». Жизнь продолжается.

А свой рассказ закончу стихотворением, посвященным юбиляру:

В этой комнате узкой и тихой,

где порядок давно позабыт,

твой талант прорывается лихо

сквозь глухой производственный быт.

Кто ему в этом мире поможет

и прольёт благодарственный свет?

Он уложен в прокрустово ложе

Обязательств, заданий. И нет.

Той волшебной, целительной силы,

чтоб могла бег времён укротить.

Но судьба тебе тайно вручила

Ариадны надежную нить.

И уже не страшны лабиринты,

ни хула, ни гнетущий застой.

С вдохновением дружишь один ты

и шагаешь тропой непростой.

Рядом поросль встаёт молодая.

Зреет замысел. Мчатся года.

И звенит колокольчик Валдая

на скульптуре твоей.

И всегда я тебя вспоминаю и верю:

Нет конца у любви и мечты.

Как сумел ты холодному зверю

подарить океан доброты?

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив #силавпамяти