Ездила с утра к ученикам и всю дорогу думала.
Вот ведь как интересно получается: музыкальная школа исторически и не предполагалась как массовая. Как массовые вводились лишь обязательные музыкальные занятия в школах общеобразовательных, да и всякие народные хоры, кружки и прочая деятельность в ДК. Речь об огромном разрыве шла сразу, подразумевалась, была заложена в систему.
После падения дворянского образования вместе с самим сословием, ДМШ была призвана искусственно сохранять достигнутый культурный уровень вместе с накопленным культурным багажом. Широкие массы И ПРЕЛПОЛАГАЛОСЬ СРАЗУ только обзорно знакомить с ним. Ведь в действительности домашнее музицирование требует много: свободного времени, привычки к подобному досугу, наличие порой дорогостоящего инструмента, умение - хоть какого-то - с этим инструментом обращаться. А самое главное, доверия к своим силам.
Помню с детства анекдот, как человека - есть разные варианты, что это за человек: ирландец, офицер, еврей, аристократ,- спрашивают: умеет ли он играть на скрипке? - а он отвечает: не знаю, еще не пробовал. И это демонстрация абсолютного доверия своим силам, разуму, способности разобраться, демонстрация естественности музицирования.
Именно это доверие изначально отсутствовало в системе отношений - профессиональная скучная музыкалка с подготовкой будущих виртуозов и нарочитым сохранением старых жанров, методик, иерархий - и общеобразовательный всеобуч, ликбез с неуклонно вырождающимися уроками пения "полезных" патриотических песен, рассказами о деятельности композиторов, все больше превращающихся в отдельную мифологию, наполненный теми же самыми - конкурсами, смотрами, соревнованиями.
А начиная с 60-х годов и чем ближе к нашему времени, тем их стало больше, в музыкальные школы стали приводить детей для общего развития. В больших городах как мальчиков стали отдавать в секции, так девочек - в музыку или на танцы. Параллельно с этим советские люди узнали понятие "звезда сцены", артисты и певцы стали главными медиа-персонами, и на бедных детей обрушились как родительские, так и учительские амбиции. И система музыкального образования оказалась не готова к такому наплыву немотивированных, не по особому одаренных, не обладающих даже семейно взлелеянной общей культурой учащихся. Звезда сцены, как известно, продукт штучный, культуру домашнего музицирования музыкальные педагоги не были намерены поддерживать. А главным педагогическим методом со времен крепостных театров оставалась муштра.
А еще вслед за дальнейшей урбанизацией и усилившимся на них запросом количество музыкальных школ возросло в разы. В это время преподавание музыки в общеобразовательных школах вырождалось, становилось формальным, да, не буду спорить, часто превращалось в отдушину для уставших школьников. Но за счет чего эта отдушина была? Может, за счет фиктивности подобных занятий? И любому заинтересованному родителю понятно, что общеобразовательная школа не может претендовать на общеэстетическое развитие, и любой заинтересованный родитель о чем думает?- правильно, не отдать ли мне мою дочь (чаще, чем сына) в музыкальную школу. И круг замыкается.
И одновременно идет еще один процесс. Мы начинаем рассуждать о культуре, и мыслим себя как наблюдателей и как потребителей, вместо того, чтобы быть активными как носители (культуры). Пока взрослые и умные рефлексируют, играются в постмодерновые игрища в зависимости от степени испорченности, их дети и менее окультуренные (это не моя точка зрения, нельзя быть менее или более культурным!) собратья уже знают, что культура - это удел избранных, нельзя просто так захотеть и запеть. Они знают уже, что культура требует подготовки много лет, костюмов, реакции окружающих, культура - это не для удовольствия, если не умеешь играть на скрипке, то и должен так говорить. И вообще, что за подход такой - "попробовать"? это как, еще и не понравиться может, что ли?
Но свято место пусто не бывает. Все-таки музицирование естественно, а мы действительно носители и творцы культуры, в которой живем. Поэтому в тех же больших городах, где выросшие девочки, замученные в детстве гаммами, тащат в школы раннего развития своих малышей, домашнее музицирование рождается заново..... И оно ничего общего не хочет иметь с мейнстримным музыкальным образованием. Да, снова так совпало: свободное время, инструмент доступен и в продаже имеется, общее развитие тоже не подкачало. А еще и поэзия в послевоенное время развивается бешенными темпами. Ну и....
И к уже существовавшему разрыву между "профессиональной" музыкой и музыкой для тех, кому нужен ликбез, добавилось и ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
И вот иду я к детям, у меня клавесы и вязаный мячик с горохом, а на флешке вперемешку Чайковский, Шуберт и самые попсовые детские песни. Нет, и не будет ни джаза, ни ню-металла, не будет и китайской музыки, и мадригала. А не будет лишь по одной причине: меня не поймут другие взрослые, работающие с детьми. Они хотят, чтобы детям (или им самим?) было доступно и привычно, потому что они сами слушают по мелодике и аранжировке что-то близкое к этим детским песенкам. А классика редко нужна, в их глазах, для того, чтобы "развивать".
Некоторые из моих учеников уже очень музыкальны (хотя, почему только некоторые?), они пританцовывают в такт тому, что звучит, они узнают музыку даже без слов. Но есть другие взрослые. И есть соцзаказ: дети должны после занятий выдавать какой-то результат, поэтому мы готовимся к утренникам. Мы выучиваем в каком порядке и под какую фразу надо топать ножками, а под какую вертеть вверху руками.
Когда мы садимся с клавесами в кружок, они придумывают тысячу и один способ играть с этими двумя деревянными палочками - я должна их обучить единственному.
Мне Егор в свое время сделал по моей просьбе. Из черенка лопаты. А вообще-то даже официально музыкальный инструмент в каких-нибудь там Латинских Америках, и прочие музыкальные педагоги тоже что-то такое пользуют.