8-11 июля 1997 года в Чикаго прошла консультация церквей сирийской традиции в которой участвовали сирийские униатские церкви (Халдейская, Сирийская, Маронитская, Сиро-Малабарская и Сиро-Маланкарская), ориентальные церкви (Сирийская и Маланкарская) и две церкви "несторианской" традиции (Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока). Эта экуменическая конференция примечательна тем, что участники из халкидонских церквей (восточнокатолические) призвали пересмотреть решения Пятого Вселенского собора и фактически признали, что анафема против Феодора Мопсуестийского должна быть отменена.
На последней рабочей сессии Третьей консультации церквей сирийской традиции, организованной Венским фондом Pro Oriente участники договорились о нижеследующем:
Третья неофициальная сирийская консультация в рамках диалога церквей сирийской традиции проходила в Центре развития при Университете Святой Марии Озёрной, Манделэйн, Иллинойс, США, с 8 по 11 июля 1997 г., по приглашению Мар Дынхи IV, католикоса-патриарха Ассирийской церкви Востока, проживающего в Мортоне Гроув, штат Иллинойс, и покойного кардинала Джозефа Бернардина, католического архиепископа Чикаго. Для этой консультации Pro Oriente пригласил участников из Восточнокатолических церквей (Халдейской, Сирийской, Маронитской, Сиро-Малабарской и Сиро-Маланкарской), из Древневосточных церквей (Сиро-яковитской и Маланкарской) и обеих ветвей Церкви Востока (юлианской календарной традиции и григорианской календарной традиции), то есть всех, кто имеет общее духовное и литургическое наследие, основанное на сирийском языке и традициях. Присутствовали наблюдатели от Папского совета по содействию христианскому единству, Коптской православной церкви, Сирийской церкви Мар Фомы, Национальной конференции Католических епископов США, Римско-католической архиепископии Чикаго, католической Ближневосточной ассоциации социального обеспечения и факультета семинарии Манделэйн, а также ученые-эксперты и сотрудники Pro Oriente. После предварительной сессии, на которой спикеры обсудили миссию фонда Pro Oriente, экуменическую деятельность Римско-католической архиепископии Чикаго и Конференции церквей Иллинойса, Патриарх Мар Дынха IV и архиепископ Фрэнсис Э. Джордж из архиепископии Чикаго молитвой официально открыли третью Консультацию церквей сирийской традиции. Архиепископ Джордж приветствовал участников в университете Святой Марии Озёрной и напомнил присутствующим, что «каждая культура может стать locus theologicus, сосудом истины Христовой». Патриарх Мар Дынха IV, в свою очередь, воспользовался случаем, чтобы сделать следующее заявление, имеющее большое экуменическое значение:
1. На своём заседании в Чикаго 23 июня – 1 июля 1997 г. Священный Синод Ассирийской церкви Востока принял решение убрать из своих литургических книг анафемы и все осуждения против таких фигур, как Кирилл Александрийский и Севир Антиохийский.
2. Священный Синод Ассирийской церкви Востока также решил, вместе с более ранним решением Священного Синода Халдейской католической церкви объявить о начале двусторонней программы по достижению полного соединения двух церквей. Соглашение планируется подписать двумя патриархами 15 августа 1997 г. в Розеле, по случаю совместного освящения алтаря Церкви Мат Марьям, построенной патриархом Дынхой IV и патриархом Рафаэлем Бидавидом [патриарх Халдейской католической церкви].
Архиепископ Фрэнсис Э. Джордж объявил, что обратится к латинским приходам Чикагской архиепископии, с призывом возрадоваться в молитве вместе с этими двумя восточными церквями 15 августа 1997 года по случаю подписания соглашения между двумя патриархами.
На рабочих заседаниях консультации обсуждались три темы:
1. «Личность и учение Феодора Мопсуестийского и взаимоотношения между ним, его учением и Церковью Востока с особым вниманием к спору о трёх главах».
2. «Личность и учение Нестория Константинопольского с особым вниманием к его осуждению на Эфесском соборе».
3. «Исследования анафем и их снятие в связи с вопросом о евхаристическом общении и ереси».
1. Опираясь на достижения первой и второй сирийских консультаций, в 1994 и 1996 годах в Вене, в частности, на разъяснение различных смыслов ключевых терминов: physis, hypostasis, prosopon, kyānā, qnōmā и pars̩ōpā, как они существуют и используются соответственно в наших традициях, мы рассмотрели личность и труды Феодора Мопсуестийского. В свете современного открытия его работ, которые не были доступны предыдущим поколениям, и в свете всеобщего уважения, которым он пользовался при своей жизни, мы все согласны с тем, что пора пересмотреть наложенную Вторым Константинопольским собором в 553 году анафему на личность и труды Феодора спустя сто двадцать пять лет после его смерти. Мы рекомендуем нашим церквям размышление о возможности удаления анафемы из своей памяти.
2. Также мы хотим провести различие между личностью Нестория, патриарха Константинопольского, его верой и его пастырской заботой, с одной стороны, и ересью под названием «несторианство» с другой стороны. Кроме того, мы обращаем внимание на тот факт, что Ассирийская церковь Востока не принимала участия в христологических спорах, в которых участвовал Несторий. Патриарх Несторий не является ни основателем Церкви Востока, как это часто предполагается, ни одним из её иерархов, но он стал одним из её заслуженных учителей.
3. Относительно вопроса анафем прошлого, провозглашённых соборами и иерархами в контексте разногласий, разделивших наши церкви, мы находимся в поиске подходящих способов изъять их, особенно из литургических текстов, как акт любви и взаимного уважения. Что касается выражений Богородица и Христородица, мы соглашаемся уважать предпочтительное использование каждой церковью собственной терминологии, поскольку теперь мы понимаем, что эти термины могут выражать одну и ту же апостольскую веру. Мы предлагаем, чтобы несколько наших церквей взяли на себя обязательство переписать историю наших христологических разногласий, которые нас разделили, с целью устранения языка инвективы, использовавшимся в прошлом против отцов и учителей, чьи взгляды не могли быть полностью одобрены всеми. Кроме того, мы соглашаемся не использовать полемические выражения в нашем наименовании людей, институтов и доктринальных формул наших церквей-сестёр.
Поскольку на трёх сирийских консультациях были рассмотрены некоторые ключевые доктринальные вопросы, которые разделяли наши церкви в прошлом, не менее важно сейчас обратиться к точкам соприкосновения, которые нас объединяют. Поэтому мы рекомендуем фонду Pro Oriente и нашим церквям, чтобы будущие консультации были посвящены дальнейшему изучению экуменических положительных аспектов богословского и исторического опыта, связывающих нас вместе как церкви-сёстры. Мы предлагаем следующие темы для дальнейшего изучения:
1. Таинства, сакраментология и сакраментальное богословие, особенно три таинства инициации, а именно крещение, конфирмация (миропомазание) и евхаристия;
2. Экклезиология и особенно вопрос о первенстве в различных его выражениях, таких как соборная власть и первосвященнический авторитет, практиковавшиеся в сирийских церквях прошлого, а также сегодня;
3. Миссия в церквях сирийской традиции – её богословие и практика в историческом и современном опыте;
4. Духовность – литургическая, монашеская и народная: истоки, направления и современность, выраженная в церквях сирийской традиции;
5. Общее свидетельство и служение миру.
Патриарх Мар Дынха IV и митрополиты Сиро-яковитской православной церкви, участвующие в Консультациях проинформировали участников о том, что в дни наших встреч патриарх Мар Дынха IV и Мар Игнатий Закка Ивас, патриарх Сиро-яковитской церкви договорились назначить двустороннюю комиссию для изучения способов добиться сближения между их церквями.
По вечерам участников сирийской консультации приглашали на молитву и агапу с Ассирийской Церковью Востока в сиро-яковитской церкви Св. Иоанна, халдейской церкви Св. Ефрема и маронитской церкви Ливанской Богородицы, расположенных в Чикаго. Патриарх Мар Дынха IV присутствовал на этих мероприятиях и выступал с речами о необходимости настойчиво стремиться к объединению церквей сирийской традиции. Кроме того, Мар Дынха IV призывал участвующие церкви к совместной работе над пастырскими и другими проектами для устранения барьеров, которые все ещё их разделяют. Все участники поблагодарили за эти дни, в течение которых они смогли вместе воздать славу Богу, поскольку они посвятили себя содействию единству между церквями сирийского святоотеческого и литургического наследия.
Мы надеемся, что в новом тысячелетии наши церкви сделают ещё более конкретные шаги к достижению того единства в вере и любви друг к другу, ради которого наш Господь, Иисус Христос молился своему Отцу: «Да будут все едино, как мы». (Ин. 17:11).