- Мама, дай печенье, пожалуйста!
- Вот, возьми, - говорю я и протягиваю небольшой кусочек печенья сыну.
- Мама, дай печенье, пожалуйста! - три секунды спустя просит он.
- Пожалуйста, - делюсь я.
- Мама, дай печенье, пожалуйста! - мой сын опять говорит те же самые слова. Он готов их повторять снова и снова, каждый раз,когда ему хочется получить очередную порцию угощения. Одни и те же слова. С тем же выражением и интонацией.
«Мама, дай печенье, пожалуйста!» - ещё не так давно я мечтала,что он скажет слово, фразу или целое предложение. И вот ему три с половиной года, он говорит предложение, правильно его формулирует. А потом повторяет то же самое предложение снова и снова. Это, вроде как, соответствует ситуации, но кажется неествественным и ритуальным. Я задумываюсь.
В то время я старалась как можно больше вовлекать сына в общение и взаимодействие. Полтора года усиленного обучения речевым навыкам дали свои плоды. Мой сын говорил, мы даже общались. Но в этой ситуации с печеньем и во многих похожих я чувствовала,что наше взаимодействие было каким-то слишком застывшим, не хватало вариаций.
На следующий день я предложила Алмазу поиграть в игру. Он согласился с энтузиазмом, так как игры уже любил. В то время он очень любил персонажей из «Щенячьего патруля» и собирал мягкие игрушки по этой теме. Для нашей игры я расставила игрушечных персонажей, образовав круг. В центре круга поставила коробочку. «Это коробочка с сокровищами, - объяснила я сыну. – Каждый щенок может получить золотую монету, если попросит. Но нужно просить разными словами, не одинаково. Давай ты будешь раздавать сокровища, а я – просить за щенков.» Сын согласился, сел в центр круга с коробочкой в руках и приготовился раздавать монетки.
« Дай мне монетку, пожалуйста!», - попросила я за Чейса и получила монету. «И мне тоже!» , «Можно и мне монетку?», «Еще одну, пожалуйста!», « Хочу монетку!», «Монетку, пожалуйста!» - попросила я за всех остальных персонажей, моделируя сыну то, как можно прость по-разному. Потом мы поменялись местами. Он просил за щенков, а я раздавала монеты.
Пару дней спустя мы сидели на скамейке в парке. У меня в руках снова была пачка любимого печенья сына. Алмазу нетерпелось получить любимое лакомство. Я сказала, что в этот раз мы снова поиграм в игру: он может получить столько кусочков печенья, сколько захочет. Но каждый раз просить нужно по-разному. Не уверена,что сын был в восторге от этой идеи, но особого недовольства тоже не выразил и согласился. «Мама,дай печенье, пожалуйста», - привычно попросил сын и получил первый кусочек. Жевал его он медленнее,чем обычно и о чём-то думал (Я была довольна. О! Как это важно,чтобы ребёнок учился думать, а не действовать по одному и тому же, давно заученному шаблону). «Мама,- сын запнулся и помолчал пару секунд. – Еще дай печенье!» - подобрал он ответ и я радостно протянула ему кусочек печенья. Он задумчиво жевал его и снова думал о том, как можно еще попросить по-другому. И знаете, ему это опять удалось!
***
Описанные мной особенности речи нередки для многих детей с РАС. С одной стороны, они говорят так, потому что им вполне комфортно употреблять речевые шаблоны, следуя знакомым и привычным паттернам, меньше развито стремление к новому и к использованию различных вариаций. Если речевой паттерн помогает удовлетворить конкретную потребность, то это вполне устраивает ребёнка и он будет использовать тот же шаблон снова и снова,не пытаясь разнообразить способы выражения просьбы. С другой стороны, детям с РАС часто бывает сложно быстро сформулировать ответ в моменте здесь и сейчас, когда происходит общение. Им нужно больше времени для того,чтобы обработать информацию, принять решение и сформулировать ответ. Поэтому, им легче использовать заученные шаблоны, если отвечать нужно быстро.
Работать с этим можно и нужно, причём по двум направлениям. Во-первых, можно обучить ребёнка большему количеству шаблонов с помощью моделирования,чтобы он мог использовать их в типовых ситуациях и реагировать более разнообразно. С другой стороны, стоит часто вовлекать ребёнка в игровые и жизненные ситуации, в которых нет готовых ответов и нужно думать самому: как ответить.