Вообще, про Выборг вы, думается, все уже знаете. Даже если сами не были. Не так уж много у нас в России городов, где визуально так явно просматривается европейское прошлое. Кроме населенных пунктов Калининградской области, пожалуй, лишь этот город может похвастать ярко выраженным "не нашенским" обликом. Местами. Собственно за этим и едут сюда многочисленные туристы, соскучившиеся за время самизнатечего по кривым улицам, мощеным брусчаткой, и непривычной глазу архитектурой.
Я в Выборге бывал неоднократно - оно и понятно. Живя в Санкт-Петербурге сложно тут не побывать. Но вот так чтобы предметно и обстоятельно - каюсь, ни разу. Да и это посещение, в конце мая, тоже сложно назвать неспешным - приехали на один день и не успели "пробить" все, что я запланировал. Ну да ладно, не в последний раз.
Поехали, как водится, на электричке. Если есть возможность ехать без автомобиля - я с удовольствием этим пользуюсь. Поэтому львиная доля моих поездок осуществляются с помощью общественного транспорта.
От моего нынешнего места обитания до Выборга ходят прямые собаки. Манерные ласточки тоже ходят, но проносятся они со свистом мимо, ибо негоже столь элитному подвижному составу останавливаться на всяких там полустанках.
До появления ласточек их функции выполняли обычные электрички, часть из которых ехала с остановками только на значимых станциях. Ну а когда пернатые появились на нашем направлении, классические собаки без вариантов стали ходить со всеми остановками.
Несмотря на будний день, народу в собаке было будь здоров - стояли в тамбуре, и лишь после Зеленогорска переместились на сидячие места. Ехали в сумме почти два часа, что поделать, Выборг не близко.
Город основан аж в 1293 году, и никогда за всю свою историю не менял своего названия, лишь менял его форму (фин. - Viipuri). Шведский маршал Торгильс Кнутсен построил здесь замок, который оставался под властью Швеции до 1710 года, после чего отошел Российской Империи. Ну а сто лет спустя, с присоединением к России всей Финляндии, Выборг стал частью Великого княжества Финляндского. В период 1919-1939 года - часть независимой Финляндии. Именно этот период, пожалуй, стал самым значимым в истории города. Будучи вторым по величине городом страны, Виипури считался центром промышленности всей Финляндии. Именно тогда Выборг приобрел тот облик, который мы и можем наблюдать сейчас - большинство значимых и примечательных зданий построено именно финнами.
Для любителей железных дорог Выборг так же представляет интерес - три с половиной направления пригородных поездов как никак. Кроме очевидных на Санкт-Петербург, есть еще дважды в день поезда на Бусловскую (граница с Финляндией, проезд по пропуску, если без - то только до Лужайки), и с такой же периодичностью РА2 на Хийтолу по старой карельской дороге (Vanha Karjalan rata). Плюс еще поезда на Зеленогорск по приморской ветке. А много лет назад еще существовала железная дорога Выборг - Вещево, в финское время доходившая аж до Мичуринского, но с установлением новой границы потерявшая актуальность и постепенно обрезавшаяся до тех пор, пока от нее ни остались лишь воспоминания.
Приехав в Выборг в первую очередь отправились, понятное дело, обедать, ибо семья моя уж если захотела есть, то всё. Идем есть. Благо прямо у вокзала есть одна известная сеть быстрого питания, где есть все, что нужно. Не мне, понятное дело - мне бы где накатить, а жене и дочке 😁
Все таки Выборг оказался хорош. Превзошел ожидания на самом деле. Что-то по тихому реставрируется, что то и так прекрасно. По сути, если постараться и привести в порядок то, что еще не в порядке, старый город будет не хуже таллинского. С тех пор, как я бродил по его узким улочкам в прошлый раз, изменения к лучшему налицо.
Трамвайная система, к слову, действовала с 1912 по 1957 год. Сейчас от неё остался только этот восстановленный вагон, в котором нынче можно испить кофе и его производные. Я кофе не пью, в нем слишком мало этанола, поэтому внутрь не пошел. Но трамвай хорош.
Продолжая гулять по Крепостной улице мы двигались в сторону замка, а обстановка вокруг становилась все более и более аутентичной.
Ну и самый старый жилой дом России, куда же без него. XVI век, мы развлекались как могли...
Там и сейчас живут. Дом на две квартиры. И, да, коммуникации все есть, если что.
Долго ли, коротко, дошли до замка. Внутрь не пошли, не было в планах, но вокруг погуляли конечно.
Помнится, много лет назад я тут шарился ночью в поисках дороги в Финляндию, желательно подешевле 😁
От замка наш путь предсказуемо лежал в парк Монрепо, но об этом, пожалуй, будет отдельный рассказ, ибо парк правда хорош, а тут букв и так много, многие не осилят.
Ну и о насущном. О еде. Целый день гуляя по городу сложно было не проголодаться. Не говоря уже о 🍻. Сунулись было в самый известный ресторан Выборга - Таверну, но очередь на улице как то не вдохновляла. В плане накатить безусловно хорош Старый Каретникъ, но в нем нет кухни, поэтому не в этот раз.
В итоге откушали у Борхарда, было вкусно. Цены как везде примерно. Местный эль 160 рублей, не шедевр, но для атмосферы сойдет.
Обратно умчали на ласточке до Зеленогорска, где пересели в люмпенскую до Парголово.
На самом деле, шести часов реально не хватило. Город интересен, хоть и старая его часть довольно компактна. Но природные красоты, включая конечно же и парк Монрепо, достойны более вдумчивого посещения.
Если вы хотите немного урвать той самой Европы, по которой мы так скучаем - приезжайте в Выборг. Не пожалеете.
Не сидите дома, там нет ничего интересного.