Всяк едущий по трассе "Краснодар-Кропоткин" тихо дремлет за рулём, автоматически считывая дорожные знаки, разметку, да лениво разглядывая монотонный пейзаж: поля-лесополоса слева, поля-лесополоса-железная дорога справа.
Скромный крест, заправка, возникшие в поле зрения, не будоражат воображение и не о чём не намекают, пока перед взором не появляются разноцветные прилавки со всякой всячиной.
Сон как рукой снимает при виде товаров, которые, кажется, нужны всем, всегда и немедленно. Жены просят подушки, цветочки и декоративные скульптуры для сада, детям срочно нужны меховые игрушки, ну а глава семейства не прочь остановиться в точке общепита, манящей запахом съестного.
Трасса, зажатая между торговыми прилавками, столовыми, кафе, закусочными, рыночками с домашними продуктами, проходит через весь населённый пункт и кажется фантастическим приключением - где ещё проедешь на автомобиле по гипермаркету длиной в 4 километра.
Перед неискушённым взором горожанина мелькают домашние яйца, зелень, молоко, тушки кур, уток и гусей. В соответствии с сезоном здесь недорого предлагают купить ящиками, вёдрами и тоннами местный урожай с полей, садов и бахчи.
Например сегодня - фаворит продаж местная клубника.
Так как же станица, где казалось бы должны бродить коровы и гуси с курицами, превратилась в поселение предпринимателей и торговцев.
Началось всё двести с лишним лет назад, когда неподалёку от Усть-Лабинской крепости, на правом берегу реки Кубани, у Воронежского редута, переселенцы с Дона основали станицу названную в честь Воронежского мушкетёрского полка. В последующие годы население станицы пополнялось государственными крестьянами Ставропольской, Саратовской и Полтавской губерний, которые занимались возделыванием земель, садоводством и скотоводством.
В 1839 году через территорию станицы строят Ставропольский почтовый тракт, который вдохнул жизнь с крестьянскую станицу. В ней появляются первые предприятия: три кирпичных и один черепичный заводы, кожевенный завод и агентство пароходного товарищества, которое базировалось в Екатеринодаре (Краснодаре).
После революции все предприятия пригодились советским гражданам. А один из кирпичных заводов работает в Воронежской до сих пор. Возможно поэтому подавляющее большинство строений станицы, разных лет постройки, возведены из кирпича.
Нашла я даже старинные постройки, из дореволюционного качественного материала. Одно из строений находится в плачевном состоянии и спрятано за глухим забором.
А вот другое - сияет во всём великолепии на радость людям, вызывая восхищение своими пропорциями, лаконичностью форм, излучая невероятно сильную энергетику добра и всепрощения.
Если вы поездили по станицам и сёлам Кубани, то наверняка заметили, что практически все культовые сооружения были снесены в 30-е годы прошлого века атеистами, а местные жители постепенно растаскивали кирпич и камень с руин храмов, для своих нужд.
В Воронежской жители веру не предали. Храм им удалось сохранить общим собранием станичников. Мало того, что сохранили, так ещё и не превратили его в Дом культуры или склад. Служба велась здесь до 1962 года и прерывалась лишь во время оккупации, когда фашисты держали в здании церкви советских военнопленных.
Хуже фашистов были те, кто приехал сюда создавать колхоз. В октябре 1958 года Воронежскую посетил Никита Хрущев. Против воли малочисленных коренных жителей, большинство которых погибло защищая страну Советов, произведение архитектурного искусства стало варварски эксплуатироваться не по назначению. И лишь в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, началось возрождение храма Пресвятой Богородицы.
Не буду вдаваться в теософические мудрствования, но считаю - если люди не предают веру предков, значит не предают и их трудолюбие, умение крепко стоять на ногах в любой ситуации, надеясь на самих себя и друзей-станичников. Поэтому в 90-е годы прошлого века, когда вся страна попала в идеологический, экономический и духовный кризис, жители станицы Воронежской начали спасать себя сами.
У всех было немалое хозяйство в котором обязательным было наличие кур и гусей. Из их пера и пуха местные женщины стали изготавливать подушки. В стране тотального дефицита эти изделия разлетались "на ура". Ведь Воронежская стоит на крупнейшей региональной трассе, соединяющей Северный Кавказ с Краснодаром, Таманью и Черноморским побережьем. Высокий транспортный трафик обеспечил непрерывный поток покупателей, а воронежцы и рады стараться - ночами шили, днём продавали свой товар. Когда личные запасы пуха закончились, они стали закупать его у местных птицефабрик.
В 2002 году местный житель решил открыть фабрику по изготовлению мягких игрушек. Так на прилавках вдоль трассы появились разнообразные мишки, зайки, котики, собачки местного производства. Ассортимент игрушек постоянно расширяется.
Станичные продавцы, они же и маркетологи, всегда в курсе веяний моды. Однажды на пуховые подушки упал спрос. Все быстро сориентировались и закупили фабричные изделия с противоаллергенным наполнителем. Увидев, что в моде украшение приусадебных участков декоративными растениями, а не огурцами-помидорами, тут же занялись выращиванием рассады невероятно красивых цветов и их продажей. В канун праздников торгуют флагами, салютами и другими интересными товарами, перед Новым годом - индейками и утками.
Так, что может в других сёлах и правда произошла стагнация после развала колхозов и совхозов, но только не в Воронежской, где торговля даёт заработать станичникам всех возрастов и поколений.
Вот она какая - станица Воронежская. Всегда готова обогреть, накормить и порадовать интересными товарами добрых людей.
За все эти великолепные продукты, фрукты-ягоды, мягкие подушки, одеяла и любят эту станицу дальнобойщики и автопутешественники. Её название врезается в память навсегда, как радужное пятно на пути к дому или к морю.
А местные жители любят свою малую Родину за развитую инфраструктуру достойную маленького городка, благоустройство, за неравнодушие местных активистов, которые подталкивают администрацию всё к новым и новым свершениям в сфере развития поселения. С каждым годом, проезжая по Воронежской я вижу, что она становится только краше.