Улицы Солянка, Покровка, Маросейка, Варварка... Переулки Колпачный, Лялин, Армянский, Старосадский, Хохловский… Виды просто замечательные. Прямо чувствуются исторические наслоения.
Не зря тут снимали в разное время:
- и советские фильмы;
- и кино о «преданьях старины глубокой» (так забавно в наши дни видеть здесь проезжающие кареты и проходящих дамочек с томными веерами...);
- и документальные фильмы;
- и репортажи (главным образом с митингов, которые в большом числе проводились ранее неподалеку – у памятника Грибоедову на Чистопрудном бульваре);
- и интервью с прохожими;
- и просто съемки непонятно чего, когда надо «сделать красивый фон».
Ну вот, к примеру, как вам такой ракурс – явно из фильма «Покровские ворота» (он мелькал в той комедии много раз – и когда Костик ехал на мотоцикле с другом Савранским, и когда Маргарита Пална с Саввой Игнатьичем шли в кино):
«Одиночество и беллетристика – вот что досталось в удел этой женщине. Меж тем, мое пребывание здесь дает ей возможность пережить игpy cтpacтей в непосредственной близости от Покровских ворот. И она благодарна», – говорил с доброй иронией киношный Костик.
Да уж, игр cтpacтей на этом пятачке московской земли между Покровскими воротами и Китай-городом хватало. И, как во всей истории человечества, история этих мест была полна мистики, бoли и cтpaxа, но в то же время курьезов.
К примеру, тут сконцентрированы целых 4 церкви, в своих названиях упоминающие слово «Кулишки». И подразумевало оно то самое, что «на куличках»:
- именно тут поначалу было болото, ночами фосфоресцирующее жyтким цветом (в Средние века ведь никто не догадывался особо о тонкостях химии, да и Артура Конан Дойля еще дажe в проектах не было…);
- потом тут наблюдались разные бapaбaшкинские явления;
- и, наконец, именно тут начался известный Чyмнoй бyнт 1771 г.
Не даром Михаил Булгаков героя «Дьявoлиады» водил в том числе этими дорогами.
Сложная историческая аура была также у Ивановского монастыря. Чисто внешне мне он напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме и главный храм в Новом Иерусалиме, что под Москвой.
Был он в свое время не только храмом, но и тюрьмой. Самая известная заключенная монастыря – Салтычиха. Та самая.
Кстати, при советской власти тут находился Государственный институт по изучению преступности и преступника.
Ну и, разумеется, на рассматриваемом пятачке московской земли находилась печально известная Хитровка, описанная Владимиром Гиляровским и Борисом Акуниным, – рынок, на котором торговали, обманывали, интриговали и yбивaли.
Кстати, Акунин, т. е. Чхартишвили, живет тут же.
Как-нибудь расскажу, как моя коллега ходила к нему домой для согласования редактуры над его книгами.
Очень хочется надеяться, что плотная сконцентрированность на небольшом пятачке храмов очистит все негативные наносы времени и оставит только добрые и чистые.
А храмов тут действительно – практически «сорок сороков». И не только православных.
Один из, если можно так говорить о храме, papитетных – Лютеранский собор Петра и Павла. Сравнительно новый: XIX в. Но успевший прославиться.
К примеру, тут выступал Ференц Лист – классик из классиков.
Причем это было его единственное выступление, когда он исполнял свои произведения на органе – на всех остальных концертах он играл только на фортепиано.
Когда его слушали в Лютеранском соборе, слушатели были в полном восторге. По свидетельству очевидцев, дамы роняли слезы и нюхали эфир.
А несколько лет назад рядом с этим собором снимали клип с Памелой Андерсон и депутатом Московской городской Думы Андреем Ковалевым. (См. пост «Мотоцикл - не роскошь, а средство для понтов и клипов».)
Во дворе Лютеранского собора находятся палаты XVII в., в которых жил украинский гетман Мазепа (тот самый; впрочем, некоторые историки оспаривают факт его здесь проживания).
Еще один храм в этом ареале – Церковь Воскресения в Барашах. По преданию, в ней состоялось тайное бракосочетание Елизаветы I и графа Григория Разумовского.
В 2 шагах и 1 минуты ходьбы отсюда – Старосадский переулок. Это именно здесь когда-то останавливались погостить:
- в коммунальной квартире у своего брата – Осип Мандельштам;
- в 2-этажном особняке своих родственников – Федор Достоевский (описавший хозяйку этого дома в «Идuoте» в образе старухи Рогожиной).
Кстати, в разное время этот переулок назывался:
- первоначально – Квасным;
- затем – Кисельным;
- потом – Космодамианский (в честь храма Космы и Дамиана);
- а уже после – Старосадским в честь садов, заложенных князем Василием Дмитриевичем и расширенных Иваном ІІІ.
Пара минут ходьбы – и мы выходим к библиотеке, в которой когда-то Александр Пушкин готовил свою «Историю Пугачева».
Кстати, именно посетителей этой библиотеки Александр Сергеич потом в «Евгении Онегине» с мягкой иронией назвал «архивны юноши» (это которые «толпою на Таню чопорно глядят»).
Рядом – Храм Святой Троицы Живоначальной в Хохлах, в котором поэт предположительно тоже мог бывать после посещения библиотеки.
А другая библиотека – Историческая – по другую сторону Лютеранского храма и тоже в паре минут ходьбы.
Чуток дальше – Воспитательный дом, который в советские времена был переименован в Дворец труда.
Помимо многого интересного, тут была редакция газеты «Гудок», для которой писали Константин Паустовский и Юрий Олеша, Михаил Булгаков и Исаак Бабель, Илья Ильф и Евгений Петров.
Последняя парочка (со)авторов вывела на страницах бeccмepтного романа редакцию газеты, обозвав ее «Станком», а Дворец труда – Домом народов.
Помните? Это именно там Остап Бендер нашел целых 2 стула (правда, неудачно пустых) и неожиданно повстречался с разыскивавшей его женой – мадам Грицацуевой. Чем закончилось дело, думаю, все помнят...
Вот такая она, Москва: даже на 1 небольшом участке земли размерами в несколько минут неторопливого прогулочного шага – СТОЛЬКО ВСЕГО. Ходи и вслушивайся, всматривайся, вчувствывайся... :)