Найти тему
"Хомо люденс"

От великого до курьезного: история 1 пятачка московской земли на Китай-городе

Улицы Солянка, Покровка, Маросейка, Варварка... Переулки Колпачный, Лялин, Армянский, Старосадский, Хохловский… Виды просто замечательные. Прямо чувствуются исторические наслоения.

Не зря тут снимали в разное время:

  • и советские фильмы;
  • и кино о «преданьях старины глубокой» (так забавно в наши дни видеть здесь проезжающие кареты и проходящих дамочек с томными веерами...);
Карета на улице рядом с Чистыми прудами; съемки кино о Сергее Есенине с Александром Петровым весной 2021 г. Справа виден зеленый фургон съемочной группы. Все фото в посте сняты его автором
Карета на улице рядом с Чистыми прудами; съемки кино о Сергее Есенине с Александром Петровым весной 2021 г. Справа виден зеленый фургон съемочной группы. Все фото в посте сняты его автором
  • и документальные фильмы;
  • и репортажи (главным образом с митингов, которые в большом числе проводились ранее неподалеку – у памятника Грибоедову на Чистопрудном бульваре);
  • и интервью с прохожими;
  • и просто съемки непонятно чего, когда надо «сделать красивый фон».

Ну вот, к примеру, как вам такой ракурс – явно из фильма «Покровские ворота» (он мелькал в той комедии много раз – и когда Костик ехал на мотоцикле с другом Савранским, и когда Маргарита Пална с Саввой Игнатьичем шли в кино):

Малый ивановский переулок с видом на сталинскую высотку на Котельнической набережной
Малый ивановский переулок с видом на сталинскую высотку на Котельнической набережной

«Одиночество и беллетристика – вот что досталось в удел этой женщине. Меж тем, мое пребывание здесь дает ей возможность пережить игpy cтpacтей в непосредственной близости от Покровских ворот. И она благодарна», – говорил с доброй иронией киношный Костик.

Да уж, игр cтpacтей на этом пятачке московской земли между Покровскими воротами и Китай-городом хватало. И, как во всей истории человечества, история этих мест была полна мистики, бoли и cтpaxа, но в то же время курьезов.

К примеру, тут сконцентрированы целых 4 церкви, в своих названиях упоминающие слово «Кулишки». И подразумевало оно то самое, что «на куличках»:

  • именно тут поначалу было болото, ночами фосфоресцирующее жyтким цветом (в Средние века ведь никто не догадывался особо о тонкостях химии, да и Артура Конан Дойля еще дажe в проектах не было…);
  • потом тут наблюдались разные бapaбaшкинские явления;
  • и, наконец, именно тут начался известный Чyмнoй бyнт 1771 г.

Не даром Михаил Булгаков героя «Дьявoлиады» водил в том числе этими дорогами.

Сложная историческая аура была также у Ивановского монастыря. Чисто внешне мне он напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме и главный храм в Новом Иерусалиме, что под Москвой.

Иоанно-Предтеченский, или Ивановский, ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский, или Ивановский, ставропигиальный женский монастырь

Был он в свое время не только храмом, но и тюрьмой. Самая известная заключенная монастыря – Салтычиха. Та самая.

Кстати, при советской власти тут находился Государственный институт по изучению преступности и преступника.

Ну и, разумеется, на рассматриваемом пятачке московской земли находилась печально известная Хитровка, описанная Владимиром Гиляровским и Борисом Акуниным, – рынок, на котором торговали, обманывали, интриговали и yбивaли.

Кстати, Акунин, т. е. Чхартишвили, живет тут же.
Как-нибудь расскажу, как моя коллега ходила к нему домой для согласования редактуры над его книгами.

Очень хочется надеяться, что плотная сконцентрированность на небольшом пятачке храмов очистит все негативные наносы времени и оставит только добрые и чистые.

А храмов тут действительно – практически «сорок сороков». И не только православных.

Один из, если можно так говорить о храме, papитетных – Лютеранский собор Петра и Павла. Сравнительно новый: XIX в. Но успевший прославиться.

К примеру, тут выступал Ференц Лист – классик из классиков.

Причем это было его единственное выступление, когда он исполнял свои произведения на органе – на всех остальных концертах он играл только на фортепиано.

Когда его слушали в Лютеранском соборе, слушатели были в полном восторге. По свидетельству очевидцев, дамы роняли слезы и нюхали эфир.

А несколько лет назад рядом с этим собором снимали клип с Памелой Андерсон и депутатом Московской городской Думы Андреем Ковалевым. (См. пост «Мотоцикл - не роскошь, а средство для понтов и клипов».)

Во дворе Лютеранского собора находятся палаты XVII в., в которых жил украинский гетман Мазепа (тот самый; впрочем, некоторые историки оспаривают факт его здесь проживания).

Палаты Мазепы в Колпачном переулке
Палаты Мазепы в Колпачном переулке

Еще один храм в этом ареале – Церковь Воскресения в Барашах. По преданию, в ней состоялось тайное бракосочетание Елизаветы I и графа Григория Разумовского.

В 2 шагах и 1 минуты ходьбы отсюда – Старосадский переулок. Это именно здесь когда-то останавливались погостить:

  • в коммунальной квартире у своего брата – Осип Мандельштам;
  • в 2-этажном особняке своих родственников – Федор Достоевский (описавший хозяйку этого дома в «Идuoте» в образе старухи Рогожиной).

Кстати, в разное время этот переулок назывался:

  • первоначально – Квасным;
  • затем – Кисельным;
  • потом – Космодамианский (в честь храма Космы и Дамиана);
  • а уже после – Старосадским в честь садов, заложенных князем Василием Дмитриевичем и расширенных Иваном ІІІ.
Церковь Владимира Равноапостольного в Старых Садех
Церковь Владимира Равноапостольного в Старых Садех

Пара минут ходьбы – и мы выходим к библиотеке, в которой когда-то Александр Пушкин готовил свою «Историю Пугачева».

Кстати, именно посетителей этой библиотеки Александр Сергеич потом в «Евгении Онегине» с мягкой иронией назвал «архивны юноши» (это которые «толпою на Таню чопорно глядят»).

Рядом – Храм Святой Троицы Живоначальной в Хохлах, в котором поэт предположительно тоже мог бывать после посещения библиотеки.

А другая библиотека – Историческая – по другую сторону Лютеранского храма и тоже в паре минут ходьбы.

Чуток дальше – Воспитательный дом, который в советские времена был переименован в Дворец труда.

Помимо многого интересного, тут была редакция газеты «Гудок», для которой писали Константин Паустовский и Юрий Олеша, Михаил Булгаков и Исаак Бабель, Илья Ильф и Евгений Петров.

Последняя парочка (со)авторов вывела на страницах бeccмepтного романа редакцию газеты, обозвав ее «Станком», а Дворец труда – Домом народов.

Помните? Это именно там Остап Бендер нашел целых 2 стула (правда, неудачно пустых) и неожиданно повстречался с разыскивавшей его женой – мадам Грицацуевой. Чем закончилось дело, думаю, все помнят...

Вот такая она, Москва: даже на 1 небольшом участке земли размерами в несколько минут неторопливого прогулочного шага – СТОЛЬКО ВСЕГО. Ходи и вслушивайся, всматривайся, вчувствывайся... :)