Известно, что Елена Сергеевна был женщиной необыкновенной. По оставшимся фотографиям её нельзя назвать ослепительной красавицей. Однако же, что-то такое в ней было, что располагало к ней представителей обоих полов, какое-то невероятное обаяние, умение преподнести себя. Ею были очарованы Фаина Раневская и Анна Ахматова, которая называла Булгакову "прелестью".
Еще при жизни Михаила Булгакова под её обаяние попал Александр Фадеев. Трудно сказать о характере этой связи, но их тесное знакомство продолжалось более десяти лет. Говорят, Елена Сергеевна была ему настоящим другом, не раз прятала уходящего в запой главу Союза писателей СССР у себя дома.
Многие вспоминали, что она была внимательна к людям и умела прийти на помощь в трудную минуту.
Прекрасные человеческие качества.
При этом в ней всегда было стремление уйти от жизненной рутины, от пресной однообразной жизни, пусть и вполне благополучной. Вероятно, это идет от семьи, из детства и юности. Отец Елены был большим поклонником театра, в доме ставились спектакли, свободные вечера проводили весело и шумно. А потом - одно за другим два замужества. Оба супруга - офицеры, в стране - Гражданская война. Второй муж Елены - Евгений Шиловский дослужился до генеральского звания, занимал высокие военные посты, в семье родились дети - двое сыновей. Всё вполне благополучно, но Елене Шиловской такая жизнь откровенно скучна. В письме сестре она признается:
"... тихая семейная жизнь совсем не по мне... Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю куда мне бежать, но очень хочется. Во мне просыпается моё прежнее "я" с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам."
Из её биографии ясно, что дети её тяготили. Так, своего старшего сына, которому шел шестой год, отвезла в Эстонию к брату и на два года оставила в его семье. Она была беременна вторым ребенком и не чувствовала сил заниматься одновременно двумя детьми(!) За старшим сыном Елена вернется уже с двухгодовалым младшим ребенком и при этом несколько месяцев проведет в семье брата.
Потом, встретив Булгакова и расставшись с Шиловским, она оставит ему старшего сына, 10-летнего Женю. В биографии Елены Сергеевны этот момент принято отмечать как болезненный. Однако, я подобрала бы другие слова: это драма - не иметь возможности растить своё дитя, не заботиться о нем денно и нощно... просто невозможная для матери ситуация. Тем более, что Евгений Шиловский, судя по воспоминаниям и письмам к бывшей жене и Булгакову, был интеллигентным и благородным человеком, который не стал бы силой забирать сына. Вероятно, никакого конфликта здесь не было: Шиловский попросил оставить ему сына и мать отдала. А если это было действительно болезненно для Елены Сергеевны, как принято считать, то не ясно, как чувства к мужчине могли перевесить материнскую любовь. Разве существует мужчина, ради которого мать откажется от ребенка?
По воспоминаниям невестки Елены Сергеевны, жены Евгения, его мать была поглощена своим новым замужеством и новой ролью музы большого писателя, её внимания едва хватало на младшего сына, оставшегося с ней. Старшего она видела нечасто, тот рос в довольно спартанских условиях, объективно сложившихся из-за того, что отец вечно пропадал на службе, занимая пост начальника штаба Московского военного округа.
Та же Дзидра Тубельская, невестка Елены Сергеевны, вспоминала, что у младшего сына, оставшегося с матерью, была бонна, а также в доме Булгаковых работала прислуга. Невестка и свекровь ходили на Арбат к лучшему в Москве сапожнику, у которого Елена Булгакова заказывала туфли из самой дорогой лайковой кожи.
Елена Сергеевна обожала роскошные шубы, одевалась дорого и с большим вкусом. На туалетном столике хозяйки стояли французские духи "Герлен". А обеденный стол радовал изобилием приготовленных кухаркой блюд, а также деликатесами вроде черной икры. Квартира была обставлена мебелью из красного дерева, в гостиной стоял рояль, сверкали прекрасные хрустальные люстры.
При этом в письмах родным и близким Михаил Афанасьевич часто пишет, что денег нет. Действительно, особенно первые годы их с Еленой недолгой совместной жизни работы почти не было. Пьесы не ставились, рукописи возвращались из издательств назад автору.
На что жила муза Мастера? Тубельская непрозрачно намекает, как на вероятное, сотрудничество Елены Булгаковой с органами госбезопасности.
Так ли это или нет, прямых доказательств нет. По крайней мере, в доме Булгакова всегда были осведомители. Писатель об этом прекрасно знал, тем более, что в те годы редкие представители писательской и актерской среды имели мужество отказаться от подобного сотрудничества с НКВД.
Елена Булгакова как при жизни писателя была его неутомимой помощницей, литературным секретарем, так и после смерти Михаила Афанасьевича посвятила свою жизнь сохранению его памяти, его архива и направила всю свою энергию на то, чтобы опубликовать неизданные произведение и главный труд его жизни роман "Мастер и Маргарита".
Что ж, не каждой женщине, возлюбленной, жене писателя уготовано стать его Музой. Вероятно, судьба предначертала особую миссию Елене Сергеевне. Материнство не было главным в её жизни. Смыслом всей её дальнейшей после встречи с Булгаковым жизни стало служение ему.
И хотя великий роман Мастер замыслил задолго до встречи с Еленой Шиловской, а писать начал за несколько месяцев до их знакомства, вероятно, без появления этой женщины в жизни писателя роман получился бы совсем другим.
Спасибо всем, кто дочитал!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.
Благодарю Вас за внимание к каналу "Ты - женщина и этим ты права" и приглашаю на другой, посвященный кино:
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5d055e7ec8a6920d90257dee