Увы, но я не помню ни одного имени своих учителей в той школе, в которую пошел в первый класс в далеком уже 1987 году.
Но я ведь и проучился в этой школе всего один первый класс, но как обидно, что не запомнил учителей… А их и было-то человека 3-4, школа всего лишь начальная, в маленькой деревушке. Так что одноклассников (всех пятерых) помню, сама школу тоже, а учителей нет.
Но после окончания мною первого класса, летом 1988-года отца перевели с повышением уже в совхоз. До сих пор жалею, что не получилось сохранить дружеские связи с моими первыми товарищами по той маленькой школе и деревушке, так я с тех пор из больше и не видел. Наше новое село и старая деревня были хоть и недалеко от друга, но прямого сообщения между ними не было, родственников там у нас также не наблюдалась, и кто же меня настолько маленького с пересадками отпустил бы?
Во второй своей школе я проучился с 1988-го, по 1994 год, со 2-ой по 8-ой классы, и вот здесь учителей я помню уже всех. В каждой школе были свои маленькие особенности и нюансы. Начать конечно, следует с директора и учительницы начальных классов, которая для меня, в моих воспоминаниях первая учительница.
Директор Николай Николаевич и педагог начальных классов Ангелина Викторовна были супружеской парой лет по 50, всю жизнь после института проработавшие в школе. Еще у них был сынулька Алик (называть я буду его именно так, как мы называли его в школе) – учитель физкультуры Альберт Николаевич, и уже его жена Светлана Борисовна – учительница трудов у девочек, музыки и еще чего-то такого. Тогда я первый раз в своей биографии, столкнулся с таким замечательным явлением нашей российской (тогда еще советской) жизни, как «семейный подряд» на одном небольшом предприятии/учреждении или отдельном структурном подразделении большого завода.
Нет, когда вместе работают муж и жена, это явление совершенно обычное, тем более зачастую люди и знакомятся на работе, а не устраивают к себе уже супруга, но вот детки такой пары, как правило, начальствующей (не начальникам притаскивать своих, уже не так легко), уже совсем другой коленкор. Сколько раз приходилось наблюдать подобное и слышать в рассказах знакомых – и что, интересно, никогда, такие вот «наследники» не достигали уровня авторитета родителей, да и умом уступали значительно. Сынулька Алик как раз был эталонным образцом.
К разным учителям относятся по-разному, вкратце можно остановиться на двух «гаммах чувств» - боятся и ненавидят или любят и уважают, и так далее. Так вот директора Николая Николаевича боялись и ненавидели, и вполне заслуженно, было в нем что-то… злое. Кстати, только у него и его супруги на уроках была идеальная дисциплина. Была еще одна деталь, я хоть и был еще мал, но уже понимал, что это в корне неправильно – некоторые из учителей доходили до того, что делились с нами, учениками своими негативными впечатлениями о директоре. В коллективе его тоже не любили, но даже учитывая издержки характера Николая Николаевича, подобный вынос сора из избы иначе как свинством не назовешь. Да и смысл? Интерес у нас это вызывало, конечно, огромный, да только вот дурашки не понимали, что авторитета-то себе они не прибавляют, клепая на директора они унижали и свое достоинство учителя – тогда еще очень смутно, но подобный вывод я для себя сформулировал.
А вот Ангелину Викторовну напротив все любили и уважали, хотя выглядела она неприступной строгой матроной с каменным лицом. Воспоминания о первой учительнице сохранились самые светлые, но все хорошее, когда-нибудь кончается, как и третий класс начальной школы.
Продолжение следует…