Найти тему

I. СВВАУЛШ-77. Четвёртый курс. Глава-2.

Геннадий Чергизов

МАРШРУТНЫЕ ПОЛЁТЫ. ГОСЭКЗАМЕН ПО ЛЁТНОЙ.

Наш военный городок, а точнее – авиационный, располагался в нескольких километрах от Сальска, можно сказать, «в степу», и покидать его мы не могли, по крайней мере – законно. Было там тоскливо. Иногда в воскресенье выходили «в свет» - культпоход в город Сальск с ответственным, кем-нибудь из инструкторов. Бродили по магазинам за всякой повседневной мелочёвкой, баловались как мороженым, так и пивом. Просто могли сидеть на лавочке и разглядывать окружающий мир неспешного городка. Похожи мы были, наверное, на крестьян, приехавших из глухого села в районный центр. Только форма нас от крестьян и отличала.

Иногда с Кокой, моим другом, мы посещали местную солдатскую библиотеку. Гарнизонные библиотеки, обычно они назывались – «солдатские», как правило, были очень интересными. В основном это были старые, берущие свое начало много-много лет назад, гарнизонные библиотеки. Там часто было много интересных, даже редких книг, старых изданий. Вот в этой местной библиотеке я видел собрание сочинений Льва Николаевича Толстого – 1910 года издания. Скорее всего, это собрание сочинений перешло «по наследству» из библиотеки Сальского гарнизона еще «досоветских», царских времен! Много позже я узнал, что это издание десятого года было последним прижизненным изданием сочинений Льва Николаевича Толстого и было очень дорогим. А здесь эти книги стояли на нижней полке в не очень сухом месте и потихоньку пропадали, не особенно будучи востребованными. Часто можно было видеть, как из библиотеки выносились старые книги, а вместо них ставились на полки «бессмертные» произведения Брежнева, Ленина. Изданные огромными тиражами, на отличной бумаге, они успешно прозябали на полках, зачастую не раскрытые ни разу. А однажды, в этой библиотеке, я видел комнату, заполненную по колено, сваленными в кучу старыми книгами. Старыми они были не по их физическому состоянию, а старыми по годам издания. Их списывали по времени, заменяя очередными «бессмертными произведениями». В худшем случае списанные книги сжигали, в лучшем кто-то сдавал их «на макулатуру» и приобретал какую-нибудь дефицитную «Анжелику».

Юра Березин приобрёл кинокамеру, теперь снимает всех подряд, обещает показать кино.

Относительно быстро вылетели самостоятельно ночью. Двигались по Программе. Специфика ночных полётов в том, что днём мы спали - и после полётов и перед полётами. По крайней мере, - должны были спать. И для этого было предусмотрено время в распорядке дня. Но, столько спать нам не хотелось. Надо было убивать время. Приноровились играть в карты. Существует такая незамысловатая карточная игра «Тренька» или «Сека». Игра на деньги. На большие деньги не играли, их у нас и не было. Но всё равно суммы в «банке» собирались, по нашим понятиям, приличные. Игра затягивала, появлялся азарт, да ещё подкреплённый хрустом рублей. Бывало, приходили поздно ночью с полётов и сразу в каптёрку. Иногда играли до подъёма, который был уже ближе к середине дня. Были свои «богачи» и те, кто «продувался». Помнится, Вася Криль, нажил себе много «врагов», регулярно срывая банк. То ли удачливый был, то ли был шибко грамотным игроком. А некоторые, наоборот были «бедными должниками».

Время идёт, потеплело, снег растаял. Но в ночном полёте мало что меняется. Снег всё равно не виден. Разве что на рулении стало проще, - не скользит, в снег не зароешься.

Приступили к маршрутным полётам. Проложить маршрут на карте, это целая наука. В училище много «крови попил» с нас полковник Ромашов, обучая нас грамотной прокладке маршрута. Но то была чистая теория, а теперь была конкретная карта, конкретные точки маршрута. Берёшь в руки офицерскую линейку и транспортир, ещё карандаш и масштабную линейку. Ищешь на карте заданные точки маршрута – первая точка, это ИПМ (Исходный Пункт Маршрута), обычно какой-нибудь ближайший к аэродрому населённый пункт. Накладываешь офицерскую линейку, рисуешь кружок диаметром 1 см, ИПМ есть. Теперь ищешь на карте первый поворотный пункт (ППМ-1), рисуешь тоже кружок. Соединяешь масштабной линейкой эти кружки и проводишь карандашом линию. Это линия пути от ИПМ до ППМ-1. Измеряешь её, исходя из масштаба карты, определяешь расстояние этого первого участка маршрута, пишешь эту цифру справа от линии пути посередине отрезка и подчёркиваешь её, - это числитель. В знаменателе пишешь время в пути в минутах на этом отрезке, исходя из данного расстояния и скорости полёта. Измеряешь транспортиром курсовой угол пути, то есть угол между направлением на север и направлением линии пути, ищешь на карте ближайшую к первому отрезку маршрута линию магнитного склонения и добавляешь эту цифру к курсовому углу, если склонение со знаком плюс, и отнимаешь, если со знаком минус. Это и будет магнитный курс первого участка маршрута, записываешь его справа от «дроби» - «расстояние – время». Соединяешь линейкой ППМ-1 и КТА (Контрольная Точка Аэродрома), условно здесь стоит Радиопеленгатор своего аэродрома, большая точность здесь и не нужна. Транспортиром измеряешь угол между направлением на север и направлением на КТА. Это будет Пеленг ППМ-1, который даст оператор Пеленгатора, если, находясь на ППМ-1, запросить «Прибой». Ещё замеряешь угол между направлением полёта на ППМ-1 и направлением на Привод аэродрома. Это будет Курсовой Угол Радиостанции на ППМ-1 (КУР-1). Рисуешь короткую линию-стрелку через ППМ-1 в направлении аэродрома и пишешь вдоль этой стрелки значение Пеленга и КУР-1.

То же самое проделываешь со всеми другими отрезками маршрута, их обычно в учебных маршрутах бывает до трёх-четырёх ППМ, хотя, может быть сколько угодно. Последней точкой будет КПМ (Конечный Пункт Маршрута), зачастую это бывает сам аэродром вылета. Ещё на карте вдоль каждой линии пути в полосе 20-50 км «поднимаются» все высоты, представляющие потенциальную опасность, то есть обводим маленьким прямоугольником, с помощью трафаретов офицерской линейки, значения «опасных высот». Ещё необходимо нанести трёх- или пятиминутные отрезки линии пути на всех участках маршрута это в зависимости от масштаба карты и расстояний на маршруте.

Но это далеко не всё. Ещё надо сделать ИШР (Инженерно Штурманский Расчёт), то есть рассчитать рубежи набора заданной высоты, рубежи снижения, посчитать расход топлива на каждом участке и за весь полёт. Ещё существует в «штурманском деле» План Связи, это с кем, когда и в каких точках маршрута ты будешь вести связь, переходить с управления одного КП (Командный Пункт) на другой, их позывные и частоты. Но и это ещё далеко не всё. Все расчётные параметры маршрута у тебя будут «штилевыми», то есть рассчитанными без учёта ветра. А когда, на предполётных указаниях, ты получишь от Метеоролога данные реального ветра, его направление и скорость по высотам, то надо будет пересчитать время участков маршрута и угол сноса на каждом участке, в зависимости от ветра, ну а также и расход топлива. Но и ещё есть много разных премудростей в Штурманском деле или, как ещё говорят, в СВЖ (СамолётоВоЖдении). А также всё это есть ещё и Навигация.

Осваиваем самостоятельные полёты по маршруту. Сначала простенькие, вокруг аэродрома. Ориентировка визуальная, в принципе, весь полёт видна полоса, по ней можно ориентироваться. Но вот стали летать маршруты посерьёзнее, подальше, - в сторону Ростова, потом в сторону Армавира. Уже надо использовать радионавигационное оборудование, запрашивать у оператора Пеленгатора «Прибой», то есть Пеленг на него, работать с АРК. Иначе на ППМ (Поворотный Пункт Маршрута) можно и не выйти. А работа с АРК это процесс «не для слабонервных». Приходится перестраиваться на Привода других аэродромов, для этого надо на пульте радиокомпаса выставить частоту Привода, накручивая сначала одной ручкой …надцать оборотов влево или вправо, потом другой ручкой, для более точной настройки. Надо убедиться, что правильно настроился, то есть прослушать позывные Привода, узнать их. При этом надо ещё управлять самолётом, следить за приборами. И позывные Приводов нужно не спутать, до сих пор помню позывные Армавира - «ТГ-ВМ». Наверное, потому, что очень запоминающийся позывной был. Ведь, чтобы запомнить эти сочетания букв, придумывали всякие «присказки» и у этого привода была такая «присказка» - «Там Генерал Во М(чудак)».

Первого мая мы принимаем участие в Первомайском параде. Построились на площади в центре Сальска. Сначала митинг, потом прохождение торжественным маршем мимо трибун. Всё разнообразие.

Приехал из Ставрополя преподаватель по «Научному коммунизму», самый «важный» и «нужный» предмет. Из этой «плеяды» предметов на каждом курсе был свой, неповторимый Предмет: на первом курсе – «История КПСС»; на втором – «Марксистско-ленинская философия»; на третьем – «Политэкономия»; и на четвёртом всё это наукообразие завершается «Научным коммунизмом». Эти предметы объединяло то, что они были почти незаметными и сдавались без напряжения – у каждого из этих предметов было этакое пособие, с тезисами по всем темам. Пособием этим можно было пользоваться на зачёте или экзамене. Вот читали эти тезисы, и они практически и были ответом.

Время летит. Пришёл июнь, предстоит госэкзамен по лётной подготовке - один полёт с проверяющим на спарке и один полёт самостоятельно в зону на МиГ-17. Сдавать будем днём, а мы последние месяцы летали только ночью. Дали нам по нескольку полётов днём, для «перестройки». И тут обнаружилось, что в полёте местность мы не узнаём. Как будто на другом аэродроме. Привыкли видеть ночью световые пятна населённых пунктов, дорог, рек почти не было видно, светящуюся полосу видели издалека. А теперь днём – всё не так. Конфигурация населённых пунктов отличается от формы светового пятна. Домики, улицы, разноцветные поля, какие-то речки, полно дорог. Пришлось снова «перестраиваться». Но теперь мы летаем по очереди с «сухарями». Или ещё называем их Су-15Т «шилом».

Наступил день сдачи «госов». На аэродром тыловики в честь «праздника» притащили бочку кваса. Жёлтую, что обычно стоит на городских улицах. Все подходят и пьют «халявный» квас. И офицеры, и курсанты, и солдаты. Погоды нет, полёты так и не состоялись. А бочку кваса кончили. На следующий день приходим на аэродром, стоит уже новая бочка с квасом, погоды снова нет. Солдаты уже начали к бочке наведываться с чайниками. Поставили дежурного прапорщика отгонять «халявщиков» с чайниками. Погоды снова нет. Отлетали мы «госы» только с третьего раза и бочки уже не было. Проверяющими при экзаменационных полётах были незнакомые лётчики-инспектора из «верхних» штабов. Всё прошло мирно, даже буднично. Всё, на днях едем в Ставрополь сдавать госэкзамены по остальным дисциплинам.

Занялись с Юрой Березиным печатанием фоток. Решили сделать этакий фотоколлаж из фото всех курсантов нашей эскадрильи и фото с разных аэродромов за все четыре курса. Было у нас этих аэродромов аж четыре штуки:
1-ый курс – аэр. Слепцовск – Чечено-Ингушская АССР;
2-ой курс – аэр. Кореновск – Краснодарский край;
3-ий курс – аэр. Мариновка – Волгоградская обл.;
4-ый курс – аэр. Сальск – Ростовская обл.

А вот и поимённо наши «орлы»:
Балабанов Вячеслав, Криль Василий
Бельков Алексей, Ларский Николай
Березин Юрий, Лопатько Вячеслав
Валезнев Юрий, Махиборода Валерий
Горбачёв Иван, Нагорнов Николай
Горошко Александр, Тихонов Геннадий
Дубовой Сергей, Чергизов Геннадий
Зайцев Николай, Ягин Евгений

Покидаем «захолустный» Сальск. И безо всякого сожаления. Впереди нас в училище ждут выпускные экзамены, Выпуск в лейтенантских погонах и долгожданное прощание с «бурсой»!

Ставрополь по-городскому шумит, кругом зелень, шуршат троллейбусы, - цивилизация. В очередной раз привыкаем к училищному распорядку: подъём – зарядка – построение – завтрак – занятия – обед – сампо – ужин - …отбой. Чередуются дни подготовки с днями сдачи экзаменов. Помимо того, что мы уже сдали экзамен по лётной подготовке, предстоит нам сдать ещё два экзамена – «Аэродинамика и динамика полёта» и «Конструкция и эксплуатация боевого самолёта». У нас практически свободный выход в город. Можем и просто погулять, и пивка выпить, - красота. Экзамены сдаются как-то без особых проблем. Существует в училище традиция – курсанта, последним сдавшего госэкзамены, бросали в форме в бассейн. Традицию мы, конечно, не нарушали, благо было тепло.

В августе пошла какая-то «эпидемия» свадеб. Пятого числа гуляли у Юры Артюхова, свидетелем был у него Юра Джасыбаев. Уже сложилась традиция – кроме ЗАГСА, возложение цветов к училищному МиГ-17, потом также цветы к памятнику Красноармейцу, которого скульптор ваял в 1976 году с нашего курсанта Рассолова. Ну, а потом уже ресторан… Через неделю свадьба Гены Тихонова, тот же «маршрут» - ЗАГС, самолёт – Памятник – ресторан. Свидетелем был Коля Нагорнов. После небольшого перерыва, 26-го числа «отдаём» Славу Лопатько. Ну, а я на этих мероприятиях традиционно был фотографом.

Но не только «праздничными» мероприятиями заняты мы. Продолжаем нести службу, ходим в наряды, даже в столовую на кухню. Это, видимо, чтобы служба мёдом не казалась.


* - аэр.Сальск - 01.77г. На стоянке.
В.Криль, В.Махиборода, Г.Тихонов, В.Лопатько, Н.Ларский, Н.Нагорнов, Г.Чергизов.
Фото автора.

Продолжение: - https://zen.yandex.ru/media/id/5f97da5b0956a032f29ecfa3/i-svvaulsh77-chetvertyi-kurs-glava3-60bbbe85b680955261981829?from=editor