Воспитание детей – сложная наука. Наверное, не найти сейчас родителей, которые ни разу не наказывал своего ребенка. Родители очень любят своих детей, пытаются вложить в них самое лучшее, но иногда приходится наказывать за непослушание. Долгие годы обсуждаются необходимость наказания, его методы. Кто-то считает, что наказание – необходимо для воспитания, кто-то категорически против.
Многие люди при воспоминании своего детства вспоминают и парочку сильных наказаний, которые помнят до сих пор. И став родителем, уже каждый решает сам-наказывать ли за неловкие провинности своих деток или же идти по пути объяснений и бесед.
Наказание – это применение воздействия на ребенка при нарушении установленных требований. Изначальный смысл наказания был в том, чтобы добиться понятия ребенком своей ошибки, осмыслить ее, раскаяться и больше так не делать.
Но в наше время часто наказания причиняют ребёнку такой психологический или физический дискомфорт, что он в будущем становится клиентом психологов. А родитель пользуется своим физическим и психологическим превосходством над чадом.
Почему родители наказывают детей?
Каждый родитель наказывая, надеяться, что ребёнок запомнит наказание и больше не будет повторять этой ошибки. Как бы наказывая во благо самого ребенка.
Почему-то существует стереотип, что научить, объяснить неправильность поступков можно только при помощи наказания.
Основные причины наказаний:
- Родители не могут сами справляться со своими эмоциями.
- Родитель просто не знают других методов воспитания.
- Предшествующая неприятность и выплеск этих негативных эмоций происходит на ребенка.
- Злость супругов вымещается на ребенке.
- Родители считают, что наказанием они поддерживают свою власть и авторитет.
- Копирование поведения родителей «Меня наказывали, и я вырос хорошим человеком», «Меня били и я буду!».
- Нелюбовь к ребенку. Родитель вымещает свою обиду на ребенка.
Последствия наказаний:
- Страх. Только страх не того, чтобы не повторить больше ошибку, а боязнь самих родителей.
- Хитрость. Ребенок начинает хитрить, обманывать, прятать, чтобы избежать наказания.
- Безответственность. Ребенок считает, что если его наказали, то он уже этим искупил свой плохой поступок.
На что заменить наказания?
Поощрение - это тактика воспитания, с целью похвалы за какие-то действия и дальнейшего выполнения действий в таком же духе.
Смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение, в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас.
Когда ребенок что-то сделал сам (пирамидку, уроки, сколотил табуретку) он и сам очень радуется этому, он чувствует гордость за сделанную работу, радость. То есть ребенок и без родительского поощрения очень рад. Но, если еще и родитель поощряет, то ребенок испытывает еще большую радость и глубокое удовлетворение от сделанной работы.
Признаки
- Недостаток похвалы со стороны родителей. Это приводит к непослушанию, снижению родительского авторитета у ребенка и совершению проступков.
- Отсутствие любви и тепла в жизни. Многие родители считают, что если они кормят, обувают и одевают, то так они воспитывают. В итоге дети предоставлены сами себе. Их жизнью и интересами никто не интересуется, они не чувствуют тепла и поддержки со стороны родителей, им кажется, что они одиноки, их никто не любит. Из таких «недолюбленных» детей вырастают неполноценные взрослые, у которых нет чувства собственного достоинства, отсутствует уверенность в себе
- Повышенный контроль и наказания. Родитель критикуют каждый шаг ребенка, демонстрируя ему, что он сделал неправильно. Общение сводится только к угрозам и наказаниям. Ребенок думает, что все делает не так, его не за что любить. Вырастая, он будет жить, словно извиняться за то, что появился на этот свет. Эти взрослые дети замкнуты и недоверчивы, обозлены.
- Дефицит похвалы. Многие считают, что похвалой можно избаловать ребенка. Если малыш того заслуживает, нужно обязательно его похвалить. Похвала - верные средство заставить поверить в свои силы. За неправильный поступок нужно его поддержать, а если он старался, работал и получил награду (призовое место, отличная оценка, замечательный результат в выполнении поставленной задачи), обязательно похвалить. Необходимо дать возможность малышу поверить в то, что он уникальный, самый любимый.
Условия конструктивного наказания:
- Справедливость. Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
- Сочетать наказание с убеждением именно через проникновенное слово родителя может довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
- Отсутствие поспешности в применении наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
- Применять наказание лишь после того, когда все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
- Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взглянуть, для другого – категорическое требование, для третьего необходим просто запрет.
- Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызения совести. Таким образом, смысл наказания теряется.
Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.
Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.