Вот какое письмо пришло в комментариях на современное фото любимого для всех курян, милого уголка нашего города - Полгоры:
/ Ольга Левина - Гузя Гуляева / - ”... я вот сейчас подумала, действительно всегда говорим полгора! А вот откуда это название пошло не знаю или может уже не помню! Кто знает, помнит напишите?! “
С раннего детства я постоянно слышал это слово “полгора”, “на полгоре” буквально ежедневно от всех взрослых, окружавших меня. Потом, подрастая, уже и сам использовал в разговоре именно, как “полгора”... Меня немного удивляло и даже забавляло, что это название было как бы только устным, нигде не прописанном. Таким же, как и “шестёрка”, “ветка”, “столбы”...
Курск. Утро. Последняя весна XIX века.
- Была на Полгоре, взяла мулинэ и новые пяльца, - говорила мама.
- На Полгоре заказал в ателье брюки, - говорил дед.
- В Тире на Полгоре задержался,- говорил отец.
- Знаем, знаем, на Полгоре не только Тир есть, - вздыхала мама, намекая на знаменитую на весь город Пивную.
- Пойдёте в “Ромашку” на Полгоре, сфотографируетесь на комсомольский билет, - сказали в школе.
Шли годы... И вот уже на исходе века я очень часто стал встречаться с другим произношением этого слова: Полугора. Причём от очень уважаемых и авторитетных краеведов:
« Часть Херсонской улицы, отъ дома Озерова до Флоровской улицы, носитъ народное названіе: "на полугорѣ". Нижняя часть прежде вся состояла изъ лавокъ съ крытыми галлереями, окаймленными толстыми деревянными колоннами. По этимъ галлереямъ (40 - 50 лѣтъ тому назадъ) по ночамъ бѣгали на привязи цѣпныя собаки...»
А.А.Танков, Н.И.Златоверховников. Путеводитель по городу Курску. 1902 год.
«...Дом, стиснутый на крутогорье соседними зданиями, тогда кичливо возвышался на знаменитой «полугоре». Он принадлежал известному курскому домовладельцу Федору Ивановичу Озерову...» В.Б. Стапанов. Путеводитель. ч.2. 2006 год.
«...Улица Дзержинского. «Полугора» - самый колоритный кусочек Курска...»
Виктор Крюков, Олег Радин. Курск: Это было недавно, это было давно..., 2017 год.
Вот такой разнобой в произношении и написании вызывал какой-то внутренний дискомфорт, что всегда заставляет разобраться в конечном итоге с причинами, да установить истину. Я обратился к книгам. (Поверьте — это лучше водки и шутки для потех...) Для начала обратимся к «Словарю русского языка 11-17 веков:
Открываем... Ну и здесь нас ожидает двойное толкование искомого термина (пункт 1 и пункт 2-й). Причём написание, да и произношение подразумевает употребления, как пол-, так и полу-. (Запомним даты: 16-17 века н.э.)
А не было ли в истории более раннего упоминания этого понятия? Оказалось — было. Причём не только упоминание, но и конкретное описание этого понятия, очень даже подробное.
Открываем “Ветхий Завет: Книга Пророка Захарии”. Датируется сей документ 5-6 века до Рождества Христова (5-6 вв. до н.э.)
Понятно, что этой книге 2,5 тысячи лет, а нас интересует последние десять веков с этого срока. Однако нужно понимать, что книга многажды за два с половиной тысячелетия переводилась, и многажды от руки переписывалась для продвижения, следом за продвижением Христианства на славянский Восток. Сидел такой дьячок хорватский и переписывал от руки Библию, и вёз её во Владимир. А другой дьячок во Владимире переписывал Библию и вёз её в другие города, в Ростов, в Суздаль, в Москву... А в Курск Библия попадала скорее из Чернигова, да из Киева, куда Феодосий Печерский и отправился, хорошо зная содержание всех книг Библии.
Вот не могу я исключить того факта, что в процессе перевода и переписи книг, не менялось написание слов. У дьячков и родной язык был разный, и говор местный тоже, что несомненно отражалось на конечном тексте. Для меня это очевидно.
-------------------------------------------------
Но вернёмся к нашей родной Полгоре. Где нибудь, в других полях и весях встречаются похожие названия? Да, встречаются.
Во- первых это... Москва.
В Тушино, которое ещё недавно было самостоятельным поселением. Местные краеведы, раскапывая истории с пребыванием там Лжедмитрия — Тушинского вора, вольно-невольно упоминают названия мест, улиц и лагерей...
Евгений Лесин в "Русском журнале" пишет (http://www.russ.ru/pole/Vtoraya-stolica ):
«...Три года русской истории стали кошмаром для истории тушинской – 1610-й, 1960-й и 1991-й. В марте 1610 года Тушинский лагерь, ставший к тому времени огромным городом, был уничтожен и полностью сожжен. Тушинские Хиросима, Дрезден и Варшава иначе. «Праздник» 1612-го года – со слезами на глазах. А «освободители» Минин и Пожарский шли по убиенному Тушину...
... Сейчас, уже за МКАД, в Митине есть Цариков переулок. Хотя Царикова гора (конечно, какой же он царь, так - царик) не там. Теперь Царикову гору не найти. Вероятно, уцелевшей частью ее является то, что в народе называется Полгоры...» (с)
Личный блог Д. А. Кузьмичёва (http://blog.dahr.ru/?p=2217) : «...Лагерь находился на Волоколамской дороге, на холме за селом Тушино; он располагался между реками Сходня и Москва, в том месте, где Сходня впадает в Москву-реку, описывая при этом петлю. Лагерь расположен на высоком холме, с которого на несколько верст просматривалась территория в направлении Москвы. С трех сторон холм был окружен обрывами, с четвертой же, то есть с запада (со стороны монастыря Спаса на Всходне) лагерь был обнесен земляным валом, остатки которого были видны еще в начале XX века. Кроме того, были выстроены деревянные укрепления. Лагерь казаков был отделен от основного лагеря рекой; что же до самого Лжедмитрия, то он жил во дворце, построенном на запад от Тушина, у Спасского монастыря на берегу Москвы-реки (На самом деле на Сходне Д. К.) — на холме, обнесенном валом и рвом и с тех пор получившем название «Цариковой горы», сохранявшееся до начала XX века.
Далее, дворец Лжедмитрия II распологался на некой Цариковой горе. Наложить карты нетрудно. Выходит ЛII расквартировался на Полгоры, больше негде...» (с)
------------------------------------------
Во-вторых, это — Словакия, где мы встретим сразу три городка с названием Полгора. Это Оравска Полгора, Погронска Полгора и Нова Полгора.
Оравска Полгора основана в 16 веке, Погронска — в 18 веке и Нова Полгора в 1942 году, когда жители Погронской Полгоры переехали на новое место после пожара, спалившего весь город. Войной там и не пахло, война была далеко, от Ленинграда до Сталинграда. Сегодня жители этих городков дорожат названиями своих мест и, даже уже пол-века проводят футбольный турнир “Три Полгоры”.
---------------------------------------------
Вернёмся в свой родной город Курск. Как же возникло название Полгора? Есть разные предположения, два из которых я считаю наиболее правдоподобными, хотя и с большим налётом легендарности... Первое относится к середине 17-го века, второе к концу 18-го.
В 16 веке Курск становится оплотом Порубежья Московского царства. Сюда, для укрепления границы стекаются несколько людских потоков со своим говором, со своими разговорными традициями... Из Москвы в Курск едут пассионарные люди, грамотные военные — воеводы и стрельцы, оставляя столицу, где каждый второй ими помыкал — а в Курске они свободные люди, рядом с городом они получают надел земли. Даже слова слобода в Курске долгое время именовалась свобода — Стрелецкая свобода, Пушкарная свобода... Вокруг Курска образуются поселения в состав города не входившие. А город-то был - Малый Посад на территории крепости, да Большой Посад от Верхней Троицкой церкви до Нижней. Да Божедомская слобода от Воскресенской (Ильинской) церкви до нынешней Можаевской улицы.
Ещё одну группу людей составляли ссыльные — в 1582 году Иван Васильевич издал Указ , согласно которому “...тех, кто в суде лжёт и составит ябеду следует бить кнутом, а потом написать в казаки в украинные города Севск и Курск...”
Но не эти люди, которые в боях и труде стали курянами, не они дали название этому месту: “Полгора”. При них её просто не было, в смысле гора была, но там были заросли вплоть до оврага, который одновременно служил рвом перед крепостью с севера и запада.
А вот их дети и внуки во второй половине 17 века, когда границы Царства ушли далеко на юг, расчистили склон, проложили дорогу, и величали её Полгора - так им подсказывали дьяки и подъячии многочисленных курских монастырей.
Теперь вторая легенда, связанная с Императрицей Екатериной II, и датируется это концом 18-го века.
В 1787 г. совершила путешествие по присоединенным к Российской империи землям Таврии (Крым) и Новороссии (южные районы современной Украины). На обратном пути императрица посетила Курскую губернию и г. Курск. 11-го июня 1787 года Императрица въехала в Курскую Губернию. А 13 июня [по старому стилю] 1787 г. стотысячная(!) толпа людей встречала прибывшую в 4 часа дня императрицу на последней перед Курском Селиховской почтовой станции. В Курск кортеж въехал к 7 часам вечера.
На следующий день, после посещения Знаменского монастыря (того, первого каменного, сменившего пострадавший деревянный, и который через тридцать лет разберут и на его месте воздвигнут современный)*, прошли торжественные приёмы и смотр войск на Красной Площади.
-----
* Сегодняшний величественный Знаменский Собор вполне можно называть Третий Храм.
-----
Вторая половина дня у Императрицы прошла в осмотре города и его окрестностей. По свидетельству современников императрица Екатерина долго стояла на месте соединения Херсонской улицы с Красной площадью любуясь открывающимся отсюда видом на две живописные возвышенности разделенные протекавшей по городу р. Кур.
Императрица была в восхищении! И вот в этот момент происходит вот что - указывая левой рукой на ещё не до конца засыпанный ров, она произносит: - “Полгоры калеки!” Надо сказать, что в те времена выражение “Полгоры калеки” было чисто разговорное и шутливое. На самом деле речь шла о немногих старых, немощных людях, ведь “Помощников-то у него полторы калеки”.
Первый в истории города градостроительный документ, был "План губернскому городу Курску", разработанный в столице Российской империи в Комиссии каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы, под руководством известного градостроителя Ивана Лема, датирован 1782 годом. Утвержден был Ее императорским Величеством Екатериной II и предписывал палаты в центральной части, вдоль дороги на Москву и Херсон ставить каменные. Было это за 5 лет до приезда Екатерины II в Курск. Так-что было что инспектировать.
Сегодня, спустя 240 лет, южная сторона Полгоры в таком же, (скажем мягко) не доведённом до ума место — “Полгоры калеки”.
Тот самый “План Губернскому Городу Курску” и фрагмент “Изъясненiя” к плану.
--------------------------------------
Для меня нет выбора — полгора или полугора. Я считаю полгора — это протяжённый объект, а полугора — объект точечный (середина). В то время, когда “полугора” предполагает наличие и “второй половины”. Например: полу-финал — значит это половина , и где-то рядом такой же полу-финал; полу-бочка — это половина бочки, где целое — это бочка и где-то рядом вторая полу-бочка; полу-круг — это половина круга, и где-то рядом вторая половина... То есть полу-(что-то) — это объект, предполагающий где-то рядом другую половину. Я буду (уж, извините!) произносить и писать «Полгора». Меня так учили; я и детям своим так объяснял, брал лист бумаги и рисовал:
Для курянина речка Кур, упрятанная под землю, так же сакральна, как и Неглинка в Москве. И курская Полгора подобна московскому Арбату.
Очень хочется, что бы это понимали люди, от которых зависит будущее этих мест...
А у Филипцовского Банка так же оживлённо, как и сто лет назад...