Палаты Меншиковых находятся в одном из старейших районов города Пскова – на Романовой горке. Улица, на которой они расположены, в настоящее время называется Советской, но в прошлом она именовалась Великой, а затем Великолуцкой. Эти постройки появились здесь еще в далеком XVII веке.
Известный историк Н. И. Костомаров, посетив Псков в середине 19 века, написал о здании вторых палат Меншиковых такие слова: "Если бы я имел средства, то непременно купил бы его себе, и как оно есть, так и жил бы в нем, воскрешая в своем представлении глубокую старину псковскую".
О купцах Меншиковых
известно немного. Основываясь на таможенных книгах 1670-1671 годов, историкам удалось определить, что главой купеческого семейства являлся Семен Меншиков.
В исторических документах 70-х годов семнадцатого столетия упоминаются еще несколько представителей этого купеческого рода: Ларион, Гавриил и Кузьма Меншиковы, а позднее - Самуил.
Уже при восстании 1650 года Семен Меншиков был одним из самых богатых купцов Пскова. В 1670 г. он и его сын Фома были вторыми после С.И. Поганкина по объему торговли на внешнем рынке.
У Семена Меншикова и его жены Татьяны было три сына: Фома, Ананья (даты их рождения не выяснены) и Семен, родившийся в 1659-1660 гг.
Ананья упоминается в 1662 году: выдал кредит кабацким головам в 2 тыс. рублей на покупку хмеля. Отец умер к 1683 г. — в этом году в документах упоминается его вдова Татьяна. Судьба детей сложилась по-разному: имя Ананьи больше в документах не упоминается, имя Семена встречается в документах до 1686 г.
Дальнейшая история — это история семьи Фомы Семеновича Меншикова
Владения Фомы впервые упоминаются в документах 1678 г. В росписи дворов посадских людей Пскова, составленной в мае 1678 г., его двор числится в Мокролужской сотне (территория Мокролужской сотни определяется в границах нынешних улиц Советской, Музейного переулка, Свердлова и Октябрьского проспекта). Совместно с Фомой во дворе проживали: его брат Семен — восемнадцати лет и два сына — Семен — двадцати трех лет и Самуил — одиннадцати лет.
К1695 г. Фома уже не упоминается. Двор перешел во владение его младшему сыну — Самуилу Меншикову и его сыну Филиппу (родился в 1688 г.). В росписи посадских дворов 1699 г. эти сведения повторяются.
В конце XVII в. двор Меншиковых представлял собой участок с двумя каменными домами — первыми палатами с востока и пристроенными к ним позднее вторыми палатами — с юга. С запада участок ограничивал забор с воротами на Великую улицу (нынешнюю Советскую), с севера — сад и огород. О том, что эти два здания составляли единый двор, говорят фрагменты каменных крылец — у первого дома крыльцо на отлете на западном фасаде, а у второго — пристенное крыльцо на северном фасаде. Кроме того, окна подвального этажа, всегда выходившие во двор, устроены именно на этих фасадах.
В начале XVIII в. Самуил Меншиков продал вторые палаты псковскому купцу Никифору Ямскому. В •«Домашней книге Н.И. Ямского», составленной в это время, есть роспись принадлежащих ему дворов, в числе которых есть и «двор, что у Самуила Меншикова куплен за 370 рублей». Речь идет именно о вторых палатах. Почему палаты были проданы, сказать трудно, но причина могла быть в том, что количество членов семьи после 1678 г. резко сократилось.
В начале XVIII в. Меншиковы обеднели, но род их не прекратился. Известно, что так называемый «дом Марины Мнишек» принадлежал в XVIII в. какому-то Меншикову, а также, что в 1732 г. в Пскове был другой дом, принадлежавший Дмитрию Меншикову.
Вернемся к Романовой горке с палатами Меншиковых
Так называемые палаты Меншиковых:
- 1 – е (Первый Дом Сутоцкого)
- 2 – е (Дом Яковлева)
- 3 – е (Дворец Марины Мнишек)
- 4 – е (Второй дом Сутоцкого)
- 5 – Дом Сарпунова
- 6 – Поганкины палаты
Первые и вторые палаты Меншиковых составляли единый двор Меншиковых.
Первые палаты,
скорее всего, были выстроены главой семейства Семеном Меншиковым. Они представляли собой каменное, в три этажа, здание, и, по утверждению Ю. П. Спегальского, были еще два деревянных рубленых этажа.
Первые два этажа использовались как складские помещения. Во втором были клети. Палаты второго и третьего этажей отапливались печами из сеней. Здание было решено весьма необычно. Оно имело два крыльца: одно, парадное, выходило на западную сторону палат (на снимке ниже "смотрит" на нас), а другое – на восточную (предположительно, во внутренний двор, если четвертые палаты – продолжение двора и построены Меншиковыми). Оба крыльца вели на второй этаж в общие сени. Две внутренних лестницы из сеней второго этажа вели в сени третьего – приемного. По обе стороны сеней находились большая столовая и "веселая палата". В двух рубленых этажах – четвертом и пятом – находились спальные покои, горницы и светелки.
Вторые палаты Меншиковых
примыкают к западному фасаду первых палат. Построены в начале 70-х годов XVII века сыном главы семьи Семена Меншикова – Фомой. Фома, старший из сыновей, удачно вел торговлю вместе с отцом, разбогател, обзавелся своею семьей и, отделившись от семьи отца, повел свое торговое дело. Тогда и были сооружены вторые палаты Меншиковых.
К северному фасаду здания, выходящему на парадный двор, примыкало большое высокое каменное крыльцо с колоннами, лестницами, ведущими с двух сторон в сени второго этажа.
Третьи палаты Меншиковых
стоят особняком, ближе к улице Некрасова. Речь о так называемом «доме Марины Мнишек».
Спегальский вот, что говорит о этом здании:
Если «дом Яковлева», был, вероятно, вторым жилым зданием, построенным псковскими купцами Меншиковыми, то можно предполагать, что третьим было здание, носившее с XIX в. название «дома Марины Мнишек». «Дом Марины Мнишек» принадлежал Меншиковым не только в XVIII в., как об этом свидетельствовал А. Князев, но с самого начала его существования, был построен ими. Об этом говорят подземные ходы, которыми были связаны все упомянутые здесь жилые дома Меншиковых.
Часть подземного хода, проходившего (через сад Сутоцкого) от третьих палат Меншиковых ко вторым палатам, была, по свидетельству И. В. Рыльского, засыпана мусором при перестройке так называемого «второго дома Сутоцкого».
Начало этого хода, прорубленное в стене подклети вторых палат Меншиковых, было обнаружено во время реставрационных работ по этому зданию в 1939—1940 гг. Про его существование было известно Н. Ф. Окулич-Казарину. Этот ход был обнаружен при постройке водонапорной башни в 1938 г.
Надо полагать, что третьи палаты построены одним из тех младших Меншиковых, которые известны нам как самостоятельные купцы по документам начала 70-х годов XVII в. (Ларион, Гаврила и Кузьма Меншиковы). По всей вероятности, они не все сразу завели собственную торговлю, а постепенно, один за другим. Третьи палаты, вероятно, принадлежали старейшему из них, ранее других ставшему самостоятельным. Исходя из этого, можно относить это здание примерно к началу 60-х годов XVII в.
Несмотря на то, что Ю. П. Спегальский отдает авторство этих палат Меншиковым, вроде бы современными исследователями доказано, что с фамилией Меншиковых здание не связано. И самыми ранними известными нам владельцами дома (до 1759 г.) были псковские купцы Петр, Федор и Иван Яковлевичи Посниковы.
Одними из основных и особенно ценных документов для установления первоначальных владельцев и заказчиков каменных палат XVII в. в Пскове и для дальнейшей строительной истории их стали купчие крепости на дворы — акты о покупке дворов и праве на владение ими. Кроме того, купчие позволили в некоторых случаях определить и время строительства некоторых палат.
Нынешние исследователи утверждают, что при раскопках ходов не оказалось.
Четвертые палаты Меншиковых
построены в конце XVII века. Это здание находится на внутреннем дворе Меншиковых, против первых палат.
К1731г. у Меншиковых появилась еще одна постройка — это четвертые палаты (второй дом Сутоцкого) — дом, находившийся напротив первых палат и по версии современных историков принадлежавший в XVII в. псковскому купцу Михаилу Венедиктовичу Сарпунову (в некоторых документах -Михаилу Бенедиктову). Каким образом этот дом попал во владение Филиппа Меншикова — неизвестно. Палаты могли остаться выморочными после 1711 г.
Почему можно предположить, что М.В. Сарпунову принадлежал именно этот дом?
А, вроде, потому что двор его упоминается в Мокролужской сотне с 1678 года. В 1695 г. в списке посадских людей он записан вторым после гостиной сотни купца Сергея Ивановича Поганкина, что говорит о его высоком социальном, и материальном положении. В 1709 г. в росписи дворов (роспись проводилась территориально, дом за домом) его двор написан рядом с участком того же Поганкина.
Но интересно: ближе к Поганкиным палатам (№6) уже ж есть дом Сарпунова (№5)! Это я к тому, что это, по-моему, не доказательство.
Хочу оговориться, что доступные мне интернетные сведения бывают очень противоречивы. Так что при просеивании этой ненадежной информации могу стократ ошибиться и я. Но тема интересная. И по мере узнавания чего-нибудь поновее буду корректировать содержание)))
Перечень последующих владельцах домов, мне кажется, приводить не обязательно. Речь-то не о них.
В настоящее время первые и вторые палаты реставрированы. Здесь одно время размещались сувенирные магазины, где можно было приобрести изделия из керамики, книги, буклеты, композиции из цветов, экспозиции музея-заповедника, продукцию завода "Гончар".
При музее был цветочный магазин с широким выбором услуг.
Но все поменялось. И роскошные здания опять ждут своей участи.
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.