В 2012 году польский кинорежиссер Владислав Пасиковский снял художественный фильм "Pokłosie". В отечественном прокате название фильма перевели, как "Колоски", в США этот фильм вышел под названием "Последствия". Сам режиссер трактует название как "стерня", поле после жатвы, что посеешь, то и пожнешь. Выход фильма в Польше вызвал громкий скандал. Пресса обвиняла режиссера во лжи, клевете на поляков и манипуляции историческими фактами. Предательстве национальных интересов, тем более, что фильм был снят, в том числе и на деньги , которые выделил Российский Фонд поддержки кино.
Владислав Пасиковский ранее снял очень удачные триллеры, такие как "Псы", сделавший польского киноактера Богуслава Линду культовой фигурой европейского кино, "Джек Стронг", "Последний питбуль" и др. Вот и фильм "Колоски" начинается как самый настоящий вестерн.
Франтишек Калина после двадцатилетнего отсутствия возвращается в родное село на Северо-Востоке Польши. В 1981 г., перед введением в Польше военного положения, он уезжает в США. И двадцать лет живет и работает простым разнорабочим в Чикаго. А приехал он домой, чтобы разобраться, почему от его младшего брата Юзефа сбежала в Америку его жена с детьми. И теперь Франтишек должен о ней заботиться.
Двадцать лет Франтишек не был дома. Даже не приехал на похороны отца и матери. Младший брат Юзеф проживает на семейном хуторе, фермерствует. И не особо рад приезду брата.
Сразу же авторы фильма дают понять, что обстановка вокруг Юзефа не самая безмятежная. Юзеф встречает брата с топором в руках в целях самообороны. Потом, во время ужина, кто-то бросает камень в окно. А днем в городе не очень приветливые односельчане советуют Франтишеку уезжать и забрать Юзефа от беды подальше. Ощущается очень тревожная и гнетущая атмосфера, которая сложилась вокруг Юзефа. А в чем же причина? И Франтишек начинает действовать.
Типичная ситуация вестерна, когда одинокий ковбой приезжает в городок на Диком Западе и начинает воевать один против всего города.
И что же вызвало такой скандал с выходом фильма? А в нем откровенно показано наличие в современной "европейской" Польше зоологического антисемитизма, почти средневекового отношения к евреям, которых в фильме называет только жидами. Все население деревни жуткие юдофобы. Кроме Юзефа.
Во время войны немцы уничтожили еврейское кладбище, могильные плиты использовали для ремонта лесной дороги. Часть плит жители деревни растащили по своим хозяйственным нуждам. Так вот Юзеф вытащил могильные плиты из дорожного полотна, выкупил часть плит у односельчан. И свез 360 могильных плит на свое пшеничное поле, устроив своеобразное кладбище. Даже стал изучать иврит, чтобы читать надписи на могильных плитах.
В отместку односельчане начинают травить его. Обзывают жидом, пишут на его доме антисемитские надписи, избивают, убивают его собаку. Кстати, брат Франтишек не понимает своего брата. Он сам истинный антисемит. Понагляделся он на этих чикагских жидов, которые поляков употребляют только на самой грязной и тяжелой работе, не дают полякам подняться. Зачем Юзефу все это, зачем заботиться о могилах давно умерших жидов. Зачем идти против всех
А Юзеф просто проявляет человечность. Да, эти евреи давно умерли. И позаботиться о них некому. Кроме Юзефа. Но все-таки забота Юзефа о старых еврейских надгробиях не самая главная причина ненависти к нему со стороны односельчан. И постепенно подробности страшной тайны исчезновения во время войны евреев, проживавших в этой деревни, начинают проявляться.
Упоротый антисемит Франтишек почему-то начинает выяснять, что же произошло с 26 еврейскими семьями летом 1941 г. И не из-за любви к евреям, ему надо просто выяснить истину, которую кроме него и Юзефа знают все остальные жители деревни.
И дальше по всем канонам вестерна начинается война братьев против "плохого города". На их стороне только городской священник, который вот -вот уйдет на отдых.
И вся деревня против. Идейно этих антисемитов возглавляет другой городской священник. Его идеи просты - жиды убили нашего Христа, поэтому они наши враги.
Сюжет начинает стремительно раскручиваться. Юзефу сжигают поле с пшеницей. Пожарные демонстративно отказываются тушить пожар. Братьев забирают в полицию и зверски избивают. Только старый священник спасает их.
Но братья не останавливаются. Они ищут могилы убитых евреев, которых по официальной версии убили немцы. В конце концов возле своего старого дома они находят массовое захоронение.
И тут по законам жанра из леса выходит некая старушка, которая в этом же лесу и проживает.
И она открывает им ужасную правду на то, что произошло 60 лет назад, она все это видела своими глазами. И именно эта правда и вызвала в современной Польше такой скандал, обвинения режиссера в клевете и предательстве. А что такого неизвестного показал фильм? Весь мир и так знает о польском юдофобстве и антисемитизме. Поэтому к фильму отнеслись очень благожелательно в США. "Гиен" можно использовать, но уважать не за что.
А после того, как братья, узнав от знахарки обстоятельства гибели 106 евреев, продолжают свое расследование, правда становится еще чудовищней. И перед ними встает вопрос предать все это гласности или тихо уехать. И тут Юзеф сдается, а Франтишек, этот истинной ненавистник чикагских жидов, отвечает брату:"Мир - это конечно большая яма с дерьмом, и мы не сделаем его лучше, но мы и не сделаем его хуже. Это уже что-то".
Но этим фильм не кончается. Дальше авторы еще более усугубляют эмоциональное воздействие на зрителя. Каждый из братьев проходит выбранный ими свой путь до конца. И конец этот ужасный. И в итоге фильм, начавшийся. как семейная мелодрама - старший брат приезжает навестить младшего и выяснить, почему от того ушла жена, переходит в триллер, потом в историческую драму и заканчивается, как трагедия искупления детьми грехов родителей.
Один из лучших польских современных фильмов. Рекомендую всем.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.
.