Найти тему
НУАР-NOIR

Советский триллер с элементами магического реализма

Фильм «Падение кондора» (1982) является советским, ибо был снят на студии «Мосфильм», но чилийским режиссером Себастьяном Аларконом. Последнее обстоятельство позволяет понять, почему в ленте столь отчетливо звучат нотки «Осени патриарха», написанной в 1975 году Габриелем Гарсиа Маркесом. Хотя, конечно, в советской ленте менее явственно показаны мистические моменты, которые присущи «магическому реализму».

Наверное, надо указать на фигуру скульптора как создателя идолов (эта тема проходит «красной нитью»), а также на сцены с мученической кончиной деревенского священника, отказавшегося выдать скрывавшихся в горах партизан. В остальном фильм весьма напоминает гангстерскую драму, рассказывающую о восхождении по криминальной лестнице главного героя. Только сюжет базируется на политических мотивах Латинской Америки.

Действие происходит в некой «банановой республике», которой жестко правит диктатор Рамон Онофре. Оного блистательно сыграл Сергей Юрский. В иных криминальных фильмах Сергей Юрьевич «перетягивал одеяло на себя», хотя в данной ситуации его доминирование в кадре выглядит не просто оправданным, а весьма поучительным. Диктатор получился убедительным. Причем, не какой-то «мелкий царек», а претендующий на народную любовь. С притязанием на «звание» вождя.

Впрочем, как и все подобные персонажи, диктатор жутко одинок (вспоминайте опять же «Осень патриарха»). А потому невольно приближает к себе солдата из личной охраны. Мануэль – простой парень из деревни, но хочет обосноваться в городе и жить хорошо. А для этого он готов пойти на сделку с совестью, тем более что в отличие от прочих «придворных» он действительно восхищается правителем, во имя чего готов на любое предательство.

Советский фильм, который в СССР же не просто запретили, а хотели «полностью уничтожить»

Если сравнивать «Падение кондора» с какими-то зарубежными фильмами, то невольно вспоминается «Конформист» Бертолуччи и «Лакомб Люсьен» Луи Маля. И опять мы видим малодушие и оппортунизм, которые ведут к глобальному разочарованию и смерти. В итоге главный герой понимает, что предал своих родных, своё село, свою округу, свой народ (в конце концов) во имя фикции. Это подчеркивается сценой, когда отряды повстанцев могут взять столицу, а Рамон Онофре готов передать полноту власти обыкновенному деревенскому парню. При Кэтом диктатор бегает без штанов.

Самая плейбойная из криминальных актрис

Принимая во внимание, что нынешняя публика постоянно говорит о диктатуре – кто-то видит таковую в Белоруссии, кто-то в США, кто-то в Европейском Союзе, а кто-то в Китае – фильм приобретает внезапную актуальность. Хотя изначально предполагалось, что он будет повествовать лишь о Латинской Америке. Опять же нельзя не отметить, что у ленты есть вольное продолжение, опять же снятое Аларконом по собственному сценарию, а именно фильм «Ягуар» (1986). Многим из нас он памятен исполнением брейка вместе со штурмовой винтовкой.