Я много говорю о ценности себя, о принятии себя, я работаю с собой и с клиентами всегда про самоценность, в ходе терапии мы учимся довзращивать то, что не было взращено в детстве (и на то были причины), укрепляем себя, контактируем с собой. Присваиваем себе своё по праву.
Если в период формирующейся самостоятельности (1,5-2 - 4 года) зарождающаяся и развивающаяся автономия ребёнка не была #экологично , без высмеивания, осуждения, прерывания инициативы (а то и непозволения её) встречена значимыми другими, то основа ценности себя - не заложена.
Если же и в период от 4 до 6 лет в процессе первичной социализации, “благодаря” родителям у ребёнка формируется крепкая связка “инициатива=наказание”, то низкая #самооценка и фактическая утрата изначальной цельности и такого понятия как #ценность себя (с которыми мы рождаемся) закрепляются окончательно. В результате, мы просто не знаем себя, не в контакте с собой, мы не смогли с собой познакомиться в детстве в полной мере, и теперь мы не понимаем, не чувствуем, каково это - уважать свои потребности, не говоря уж об экологичном удовлетворении их.
Важно помнить, что без знакомства с собой не происходит и знакомства с миром. И с другими людьми тоже. Мы смотрим на всё, воспринимаем окружающую действительность, исходя из собственных травм, наше #сознание сужено.
Хорошая новость в том, что никогда не поздно #познакомиться с собой . Именно знание себя позволяет вернуть себя #принятие себя .
С чего в этом благодарном деле лучше начать? Я предлагаю начать одновременно с тела и с отслеживания своего внутреннего диалога. Тело никогда не врёт и всегда сигнализирует нам, что именно нам не подходит, не нравится или что мы игнорируем, с чем не желаем соприкасаться, с какими именно переживаниями нам сложно справляться. Позвольте себе установить связь между мыслями, эмоциями и телесными проявлениями. Это требует внимательности к себе и это то, что нам важно в задаче знакомства с собой.
Также заметьте пожалуйста, каким именно тоном вы ведёте #внутренний диалог с собой. Это, по истине, бриллиант самоанализа и ключ к простраиванию внутри себя любящего и принимающего пространства. Дайте определение этому тону, какой он: осуждающий, #критикующий , недоверчивый, злобный, тон-претензия, жалостливый или, возможно, поддерживающий, одобряющий...? Отрефлексируйте эти нюансы пожалуйста.
Далее вы можете поработать над чёткими ответами на следующие вопросы:
1. На сколько по 10-балльной шкале я могу положиться на себя в решении любых жизненных вопросов?
2. Что именно меня вдохновляет (избегая общих формулировок)?
3. Какие черты меня раздражают в других людях и какие из этих черт, возможно, присутствуют во мне?
Когда мы увидим в себе раздражающие черты, то важно отнестись к ним по-новому. Посмотреть на них пристальней, увидеть, где кроется в них #ресурс и что-то важное для нас.