Найти тему
Авиационное обозрение

Особенности обслуживания и состав вооружения многоцелевого самолета ББ-1 (Су-2).

Оглавление

Добрый день. Возвращаемся к теме советского многоцелевого самолета ББ-1. Сегодня мы завершим техническую часть обзора по этому изделию. Предыдущая статья данного цикла была посвящена специальному оборудованию, которое устанавливалось на этой машине (Ссылка на статью). Заинтересованным читателям рекомендую предварительно с ней ознакомиться. В текущей публикации речь пойдет о развитии системы вооружения этого самолета, а также о некоторых особенностях его обслуживания. Изначально Су-2 оснащался стрелковым и бомбардировочным вооружением. По ходу разработки и модернизации, в его состав вносились определенные изменения. Существенный толчок в повышении огневой мощи самолета сыграла начавшаяся война. Однако, даже итоговый вариант, который применялся на экземплярах последних производственных серий был не идеален. Но обо всем по порядку.

Рисунок самолета Су-2. Источник: https://w-dog.ru/
Рисунок самолета Су-2. Источник: https://w-dog.ru/

Вооружение самолета.

Известно что на этапе разработки закладывался достаточно мощный состав вооружения (для второй половины тридцатых годов). В него должны были войти две 20-мм пушки ШВАК (Ссылка на статью), которые размещались в консолях крыла и 7,62-мм пулеметы ШКАС (Ссылка на статью). Они же в свою очередь были включены и в состав оборонительного вооружения, находящегося в турельной и люковой установке. Ниже приведен состав стрелкового вооружения первого опытного экземпляра изделия в варианте с двигателем М-62 (индекс СЗ-1 с М-62).

Состав стрелкового вооружения прототипа СЗ-1 с М-62.
Состав стрелкового вооружения прототипа СЗ-1 с М-62.

Как известно, в дальнейшем этот прототип был переоборудован под мотор М-63ТК. Испытывался он в варианте легкого бомбардировщика со следующим вооружением.

Состав вооружения прототипа СЗ-1 с М-63ТК.
Состав вооружения прототипа СЗ-1 с М-63ТК.

Однако от использования 20-мм пушек ШВАК впоследствии отказались. Второй и третий опытные экземпляры (СЗ-2 и СЗ-3) проходили испытания со следующим составом вооружения.

Для стрельбы из крыльевых пулеметов использовался коллиматорный прицел ПАК-1. Что касается бомбовой нагрузки, то она менялась в зависимости от поставленных задач. Штурмовой и бомбардировочные варианты на испытаниях брали разное количество бомб. Они размещались как во внутрифюзеляжном отсеке, так и могли подвешиваться на внешней подвеске под крылом. Отрабатывалось применение нескольких типов бомбодержателей. Это Дер-19, КД-1, КД-2. При этом испытывали смешанные варианты с бомбами разных калибров. В состав номенклатуры вооружения входили такие изделия как: АО-8, АО-10, АО-15, АО-20М, АО-25, ХАБ-25, ФАБ-50, ФАБ-100, ФАБ-250 и другие. С началом серийного производства работы по доводке системы вооружения были продолжены. И они оказались весьма спорными, скорее даже ошибочными.

В первую очередь отказались от применения нижней люковой установки МВ-2 с 7,62-мм пулеметом ШКАС. Это было сделано с целью выполнения требований по обеспечению безопасного покидания штурманом кабины через установленный нижний люк. Далее демонтировали два крыльевых пулемета. С чем точно была связана необходимость снижения огневой мощи самолета, а также отсутствие инициативы по замене пулеметов на пушки, выяснить не удалось. Скорее всего одной из причин стало выполнение указаний по улучшению летных характеристик и как следствие необходимости снижения массы изделия. Еще одним неудачным решением стала попытка заменить оборонительную турель МВ-5 на более легкую ТСС-1. Государственные испытания ТСС-1 завершились неудовлетворительно и решение о ее применении было отменено. Часть уже оборудованных ею машин подверглась переделке (ТСС-1 демонтировалась, а МВ-5 возвращалась). В итоге стрелковое вооружение большей части довоенных Су-2 с М-88Б было представлено тремя 7,62-мм пулеметами ШКАС с суммарным боекомплектом в 1700 патронов к крыльевым изделиям и 900 патронов к турельному пулемету. Начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть все принятые ранее решения и начать интенсивные работы по усилению огневой мощи машины. Была возвращена нижняя турель МВ-2, проведена доработка задней турели МВ-5 (модификация МВ-5м), заменены кассеты мелких бомб, доработаны электросбрасыватели и возвращены два крыльевых пулемета. В сентябре 1941 года, на Су-2 были проведены испытания по применению реактивных снарядов типа РС-82 или РС-132.

Проведение испытаний реактивных снарядов на самолете Су-2.
Проведение испытаний реактивных снарядов на самолете Су-2.
Для справки. Реактивный снаряд РС-82. Был разработан в тридцатых годах в РНИИ. Конструктивно снаряд состоял из головной части, камеры для реактивного заряда, сопла и оперения. Общий вес изделия составлял 6,3 кг. Вес боевой части составлял 3,4 кг. Длина снаряда равнялась 555 мм. Запуск осуществлялся со специальной направляющей, которая устанавливалась под консолью крыла. Первое боевое применение этих снарядов произошло в 1939 году во время конфликта на реке Халхин-Гол. Данный тип вооружения получил широкое распространение во время Великой Отечественной войны.

Под консолями крыла монтировалось 8 или 10 направляющих для применения этих снарядов. Тем не менее, самый основной недостаток связанный с применением уже малоэффективных 7,62-мм пулеметов ШКАС, так и не был устранен. Основной состав вооружения на последних модификациях Су-2 с двигателем М-82 был следующим:

  • Четыре крыльевых 7,62-мм пулеметов ШКАС с суммарным боекомплектом в 3400 патронов;
  • Два оборонительных 7,62-мм пулеметов ШКАС, установленных в турелях МВ-2 и МВ-5 с суммарным боезапасом в 1500 патронов;
  • До десяти реактивных снарядов типа РС-82 или РС-132;
  • Бомбовая нагрузка до 600 кг.

Общая схема размещения наступательного и оборонительного вооружения приведена на скриншоте ниже.

Схема вооружения самолета Су-2 с М-82.
Схема вооружения самолета Су-2 с М-82.

Некоторые особенности технического обслуживания.

Немаловажным фактором снижения аварийности и успешной эксплуатации самолета, являлось регулярное техническое обслуживание. Для этого был разработан набор специальных инструкций и правил. Особое внимание при этом уделялось эксплуатации установленного специального оборудования. К примеру это относилось к обслуживанию электросистемы (генератора, распределительной коробки и аккумуляторной батареи), радиооборудования и кислородного оборудования. Помимо проведения предполетных и послеполетных осмотров, а также непосредственной подготовки самолета к вылету, необходимо было выполнять и периодические регламентные работы. В основном они касались моторной установки (к примеру через 10, 30, 50 часов работы и т. д.) и приборного оборудования.

Во время подготовки самолета к полету, обслуживающему персоналу требовалось заправить машину топливом и маслом, провести подготовку двигателя к запуску, осуществить его запуск, прогрев и проверить показания контрольно-измерительных приборов. По ходу проведения предполетного осмотра необходимо было визуально оценить общее состояние машины, выявить и устранить имеющиеся неисправности. Ход этого осмотра был примерно следующим. В первую очередь проверялось состояние капота двигателя и стяжных замков, лопастей винта и кока. Далее осматривался фюзеляж, крыло, оперение и шасси. Необходимо было убедиться в наличии масла в масляном баке, топлива в топливных баках, надежности креплений и отсутствии подтеков. Проверялось установка аккумулятора, исправность аэронавигационных огней и трубки Пито. Требовалось осмотреть фонарь кабины и оборонительной турели, убедиться в надежности замков и отсутствии видимых повреждений. Также осуществлялась проверка установленных контрольных приборов и работоспособность системы управления.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://projects.rusarchives.ru/, https://w-dog.ru/, https://aviarestorer.ru/, https://waralbum.ru/, http://авиару.рф/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга Документальное изложение истории самолета АНТ-51, книга Самолетостроение в СССР с 1917 по 1945 годы. Издательство ЦАГИ, книга Временное техническое описание самолета ББ-1 с двигателем М-88, книга Д. А. Браславский, С. С. Логунов. Авиационные приборы, книга Д. Б. Хазанов. Су-2 принимает бой.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).