Для понимания того, что происходило во второй мировой, нужно смотреть на историю интербеллума (период между мировыми войнами), а для понимания интербеллума надо смотреть на мир до первой Мясорубной. Это как костяшки домино, и вот мы уже читаем про Фридриха великого, франко-германские тёрки, королеву Викторию, политику колониализма, разделы Польши, и в один прекрасный момент говорим себе "всё, хватит". Ну или не говорим. Я говорю.
Так вот, отматывая кассету назад, диву даёшься: Германия начала двадцатого века - ну вот не та страна, в которой лет через тридцать будут приняты Нюрнбергские законы.
Я сейчас коротко обозначу первые пришедшие на ум более подходящие страны, но это не будет анализом, к тому же формат заметки не подразумевает под собой всестороннее освещение вопроса антисемитизма в мире.
Франция? Легко! Страна с давними традициями антисемитизма. Вспомним хотя бы дело Дрейфуса.
Российская Империя? По щелчку пальцев! Союз Михаила Архангела, черносотенцы, Мейер Лански плывущий на пароходе в САСШ.
Любая католическая страна (Польша, например)? Как два пальца об асфальт! Вот там-то как раз, в силу исторических причин, машину антисемитизма можно было раскрутить с пол пинка.
//Заметка на полях. Про Польшу в период до первой мировой войны смешно, но если я напишу Испания, в комменты придёт Блас и разгромит. Или нет.
В то же самое время нельзя сказать что в Германии не было антисемитизма, был он. Вот только был он, как бы это сказать, "добродушно-бюргерским".
К примеру, мне встречались упоминания что в Прусскую армию уже в 18 веке призывались евреи.
Можно много говорить о прусском милитаризме как о проводнике германского консерватизма, однако интересный момент: стоило еврею добровольно окреститься в христианскую веру, как перед ним открывались многие двери, доселе закрытые.
Но всё же, положение евреев в XVIII-XIX веках выходит за рамки вопросов, поднимаемых заметкой.
Можно ещё вспомнить, до кучи, обилие евреев в немецкой авиации в ПМВ, где нравы были куда демократичней относительно других войск Кайзера, и удивляться еврейским лётчикам с железным крестом уже не приходится.
Давайте посмотрим на то, что именно мог прочитать типичный бюргер в году эдак 1920ом из, допустим, Фелькишер Беобахтер (печатный орган нацистской партии):
В 1917 году в России пришли к власти евреи, на шею Русскому народу навесили ярмо, сосут из него все соки, короче, Россия - failed state.
В 1918 году в спину Германии воткнули много ножей, низвергли монархию, поставили всех раком.
Потом спартаковское восстание и Баварская республика.
То есть вы чуете это дыхание у вас за спиной - да, это они!
Заметка на полях. С Баварской республикой вообще получился фарс, который перерос в фарш во время её подавления. Учитывая тот момент, что в её руководстве было много евреев, лучшего подарка для Фелькишер Беобахтер было придумать сложно. Вы что, хотите как в Баварии? Или как в бывшей РИ?
Кстати, раз уж зашла речь о РИ. Черт бы с наци-пропагандой, если бы не один момент: на начало 20ых годов в Германии было много, очень много белоэмигрантов. В литературе я встречал цифру в 500 тысяч человек.
Причём каких белоэмигрантов: кроме балтийских и совсем восточных немцев там оказались русские дворяне, промышленники, офицеры и целые генералы.
И если одни с самого начала на Антанту не рассчитывали(немцы), то другие (те же офицеры-генералы) искренне верили, что та самая Антанта их прокинула через... Короче, кинула их Антанта.
И таки что бы вы думали, их картины мира, белоэмигрантов и наци, ну кто бы мог подумать, совпадают:
Да, евреи. Да, одурманили простой народ. Да, сосут кровь.
Происходит чудовищная подмена понятий, когда слова еврей и большевик стали синонимами.
Причём из-за кордона всё время кажется, что вот сейчас, вот-вот сейчас, надо только чуть-чуть подождать - и этот колосс на глиняных ногах рухнет.
И в Германии белоэмигранты ищут, в кого бы вложить остатки средств, чтобы вернуться на родину, с оружием в руках и поганой метлой вымести весь сор.
И в это же самое время будущие наци с сочувствием относятся к эмигрантам: посмотрите, большевики лишили этих людей крова, дома и Родины. А мы же помним, большевики это евреи, а евреи это большевики. Тождественные понятия. Сложно в логику? Ладно, проехали.
Встречается утверждение, что Фелькишер Беобахтер был куплен на русские деньги. Вот тут, не уверен на все сто процентов, но Розенберг, прямо пишет что русские активно снабжали партию деньгами, чтобы со страниц их прессы иметь трибуну.
Это под влиянием русских эмигрантов из постов в Фелькишер Беобахтер и подобного в нацистскую мову приходят мемы про "Еврейский Большевизм' и "Советскую Иудею". Причём автором последнего мема был Розенберг.
Еще раз обращаю внимание: действие заметки происходит до 1923 года. До этого момента включительно нацистская партия сочувствовала белоэмигрантам, брала деньги у белоэмигрантов, предоставляла им полосы в своей газете, и активно училась жыдоедству.
Что видели в будущих и настоящих наци белоэмигранты? Силу, которую можно использовать наподобие фрайкоров (парамилитаристические организации консервативного толка чуть более чем наполовину состоящие из ветеранов первой мировой) против большевиков.
Как пример тесной связи белых и наци можно вспомнить русско-немецкое общество "Возрождение" (Aufblau), целью которого было сближение русских и украинских правых с немецкими националистами, организованное в 1920 году.
Руководителем этого общества был Макс Эрвин фон Шейбнер-Рихтер. Родился в 1884 году в Риге, участвовал в подавлении революции 1905-1907гг, фоном становится только в результате свадьбы, во время великой войны успел побывать добровольцем в Баварском полку лёгкой кавалерии, уполномоченным МИДа в Турции, а затем офицером разведки при главнокомандующем Восточным фронтом в Прибалтике. В 1919 году возвращается в Баварию. В 1920 году становится членом партии.
Возвращаясь к обществу "Возрождение". Среди тех, у кого выклянчивались деньги на дело сближения русских, украинских и немецких правых, были и члены Российской Императорской Фамилии. И вот нет у меня убеждения, что часть того финансирования не оседала в партийной кассе. Но тут 50/50, либо оседало, либо нет.
В 1921 году, в конце мая, обществом был организован и проведён съезд русских и украинских националистов. Ещё раз: наци организуют для русских и украинских националистов съезд.
Итогом съезда было избрание Высшего монархического Совета, во главе с Николаем Евгеньевичем Марковым, депутатом ещё той думы и лидером Черной сотни. Ещё раз: наци организуют для русских и украинских националистов съезд, на котором выбирают председателем кондового такого жыдоеда.
Впрочем, дадим слово Николаю Евгеньевичу: «По духу русское движение было аналогично национал-социализму и внесло неоценимый вклад в его зарождение и развитие».
В 1922-1923 году стало понятно, что "государственное квазиобразование на обломках Российской Империи" не развалилось, и вряд ли развалится в ближайшее время. В результате этого понимания денежный поток от белоэмигрантов нацистам начал усыхать.
Достаточно жесткая миграционная политика Веймарской республики вынуждает многих белоэмигрантов эмигрировать дальше. Этот процесс был не мгновенный, но в тридцатые годы русская диаспора в Германии была в подчинённом положении по отношении к партии.
В 1923 году, во время Пивного путча, погибает Макс Эрвин фон Шейбнер-Рихтер, и на этом этапе русское идеологическое влияние на нацистскую партию заканчивается. Потом, после завершения заключения Гитлера, риторика партии поменяется, что, впрочем, уже другая история.
PS. Во время вычитки спрашивали "где пруфы, Билли". На русском языке подтверждения можно найти в книге "Русские эсэсовцы", за авторством Жукова и Ковтуна.
Автор - Алексей Васильев