За кого хотела замуж Харита Игнатьевна, почему Лариса из королевы стала пешкой, а Паратов на ней не женился? Я решила сделать поэпизодный психологический разбор ситуации и понять, как все герои к финалу фильма оказались там, где они оказались. Изумительная работа Эльдара Рязанова расставляет акценты на всех ключевых моментах и позволяет внимательному зрителю увидеть малейшие оттенки чувств героев.
Итак, время действия фильма 1877-78 годы, место - выдуманный провинциальный городок на Волге. Центральное место действия - дом Огудаловых. Что мы о нем знаем? Харита Игнатьевна (Алиса Фрейндлих) - потомственная дворянка (надпись на могильной плите мужа) примерно сорока - сорока с небольшим лет. Она владеет большим и приличным домом, явно знававшим лучшие времена - это видно по хорошей посуде, хрусталю, столовым приборам, картинам и прочая.
Вряд ли Огудаловы жили богато, но в семье явно был достаток. Вероятно муж был чиновником среднего ранга - это доказывает круг друзей, собирающихся в доме. Скорее всего визитеры раньше дружили с мужем, а потом продолжили навещать вдову. Беднеть дом начал еще при Огудалове-старшем, возможно отмена крепостного права в 1861 году лишила его постоянных доходов с имения. А само имение, позволявшее содержать городской дом, семья потеряла сравнительно недавно. Почему я так думаю?
Старшая дочь замужем за иностранцем, карточным шулером. Вот уж кто точно не стал бы брать бесприданницу - значит несколько лет назад Огудаловы смогли дать за дочкой небольшой капитал, считая что жених порядочный человек. Более того, старшая дочь уверена, что семья все еще обеспечена, поэтому так спокойно просит у матери довольно большие деньги.
Что еще доказывает респектабельность дома Огудаловых? На приеме мы видим офицеров и чиновников с женами, а также священника. Уровень провинциальных понятий о чести и достоинстве в особенности у дам весьма высок. Если бы дом сочли «не комильфо» (что вскоре и произойдет) ни одна почтенная супруга и тем паче церковнослужитель туда бы и носа не показали.
Но на момент начала фильма дом посещают и уважаемые жители города и миллионер Кнуров и грузинский князь, который женился на средней дочери Хариты Игнатьевны. На всякий случай - грузинские княжеские титулы в России котировались почти наравне с русскими, так что оба брака девочек Огудаловых выглядят весьма престижно.
Дела Хариты Игнатьевны проистекают не лучшим образом, но до просьбы старшей дочери она кое-как, но держится на плаву, изворачиваясь, чтобы принимать гостей и прилично одеваться. По фильму видно - и мать и дочь одеты интересно и довольно дорого для провинции. Еще пояснение - 700 рублей по нынешним временам - где-то полугодовой доход представителя среднего класса. Неудивительно, что Хариту Игнатьевну просьба дочери подкосила.
Почему я в начале статьи упомянула возможный брак Огудаловой-старшей - потому, что в эпизоде на кладбище она в раздражении упоминает, что еще молодая женщина и могла бы составить партию. Более того, я совершенно уверена, что эта партия - среди ее гостей на момент начала фильма. И лишь присутствие незамужней дочери со всеми вытекающими финансовыми обстоятельствами мешало Харите Игнатьевне выйти замуж. За кого?
Скорее всего за сверстника, бывшего ухажера, который питает лучшие чувства к подруге юношеских лет. Партия не настолько выгодная, чтобы вешать на жениха свои финансовые проблемы, но совершенно очевидно, что Харита Игнатьевна имеет кого-то в виду, не боится одинокой старости и не рассчитывает на поддержку дочерей.
Кстати еще один интересный момент, прозвучавший уже во второй серии во время возвращения Паратова. Когда они с Харитой Игнатьевной сперва пикируются, а затем обнимаются, явно видно - они не просто сверстники (Сергей Сергеевич ровесник Огудаловой), их связывают очень близкие отношения.
Вряд ли они были любовниками, но скорее всего Паратов ухаживал за Харитой Игнатьевной лет этак 25 назад, возможно просил ее руки и не получил согласия лишь по стечению обстоятельств. Всмотритесь в лицо Хариты Игнатьевны - она явно вспоминает свою историю.
Теперь давайте глянем на Вожеватова, милого Васю. Эта роль мне до крайности интересна тем, что показывает трансформацию человека. Харита Игнатьевна примечательна тем, что падает, ее жизненная струна ослабевает и на протяжении фильма и вот-вот лопнет. А вот Вожеватов растет и матереет буквально на глазах. #Актер Виктор Проскурин выглядит значительно старше актрисы Ларисы Гузеевой. Поэтому мы забываем, что по сюжету их персонажи друзья детства. Т.е. Васе 25-26 лет максимум. Он еще молод, не успел ни ожесточиться ни разочароваться - и это происходит на протяжении сценического времени картины.
На момент начала фильма Вожеватов ухаживает за Ларисой Дмитриевной вполне всерьез - иначе не стал бы тратить пятьсот рублей на брошь, он человек расчетливый и еще не настолько богатый, чтобы просто швыряться деньгами. Почему я полагаю, что он не планировал соблазнить девушку? Да потому, что он относится к ней с огромным уважением. Вася знал ее отца и сестер, танцевал с девочками на детских балах, возможно получил и денежную поддержку на заре юности, когда сам был беден - поэтому в сцене с Гуляевым он предлагает помощь, и не Ларисе, а Харите Игнатьевне. И семья Огудаловых для него в какой-то степени идеал.
Конечно он рад бы был жениться на завидной невесте из хорошей семьи, предмете вожделений всего города. И влюблен в нее со всем пылом первой настоящей любви - да, дельцы тоже живые люди. Если всмотритесь, как он сжимает кулаки в сцене с выстрелом в часы, то увидите - Васе больно, он ревнует, но понимает выбор девушки. И да, я совершенно уверена - в тот момент Лариса получила бы и руку и сердце Вожеватова, если бы публично предпочла Васю роскошному Паратову. Возможно спустя годы, он и сожалел бы о браке, но на тот момент чувства молодого человека еще не ожесточились.
Это происходит за несколько сцен. Сперва Вожеватов видит, как Ларису бросает Паратов, а она, лишенная гордости, бежит вслед за поездом. Затем - подгулявший вульгарный Гуляев, за которого Харита Игнатьевна чуть не выдала дочь - доброе имя Огудаловых моментально дискредитируется, семья теряет рейтинг. И последним гвоздем в гроб становится сватовство Карандышева.
Вожеватов глубоко оскорблен выбором девушки, он не понимает, почему Лариса предпочла ничтожного чиновника ему, порядочному, богатому и искренне любящему мужчине. Поэтому когда Паратов решает умыкнуть девушку, Вася не вмешивается - сама виновата. Годом раньше он пожалуй пошел бы на открытый конфликт, но #любовь умерла... или умирает в тот момент, когда Лариса уходит с Паратовым невенчанная. И просьба «Вася, спаси» запоздала на несколько месяцев или дней.
Кстати, давайте пристальнее вглядимся, кто такой наш Паратов. Он очевидно дворянин, #барин , причем более высокого происхождения, чем Огудаловы. Он привык жить на широкую ногу, кутить и швыряться деньгами. Откуда дровишки? Скорее всего из того же 1861 года, когда крестьяне начали массово выкупаться на волю, а в руках дворян оказались огромные суммы денег.
Получив своё Паратов совершил по крайней мере один разумный поступок - вложил часть денег в пароходство, приносящее ему весьма неплохой доход. Имение он забросил от скуки - ему, как и многим персонажам того времени, свойственно пустое томление, отсутствие цели в жизни. При иных обстоятельствах из него мог бы выйти неплохой боевой офицер, бесстрашный и хладнокровный. Но войны на долю Сергей Сергеича не досталось, поэтому меланхолию свою он разгонял как умел.
Любил ли он Ларису? Сложный вопрос. Очевидно, что он ее очаровывал - от скуки или гордыни, желания приобрести в единоличное пользование приз, о котором мечтает весь город. Хотел ли соблазнить ее - изначально точно нет. Они оба дворяне, принадлежащие к одной социальной страте. И просто так обесчестить девушку из приличной семьи в городе, где планируешь жить дальше, даже для Паратова было бы чересчур. Это не цыганка из хора, судя по взглядам, знающая дорогого Сергей Сергеича несколько ближе, чем принято в обществе.
Если б желания барина были исключительно низменными, он совратил бы Ларису еще в первый визит на «Ласточку» - немногие женщины смогли бы сопротивляться такому ухаживанию. Но скорее всего девушка завоевала его уважение эпизодом с часами. И Паратов увлекся доверчивостью, юностью и невинностью, пылкостью первого чувства. О браке он конечно же задумывался, понимая, что ухаживание сказывается на репутации Ларисы. Но как многие мужчины откладывал решение до подходящего случая... пока не лишился имения и денег.
Почему он бежал без объяснений - совершенно понятно. Паратову было до невозможности стыдно оказаться разоренным и проигравшим, тем более перед любимой девушкой. И не писал он поэтому же - не мог сообщить никаких хороших новостей. Это в наши дни мужчины (не все!) способны озвучивать свои чувства, шерстяные волчары прошлого прятали неприятности от дам.
А вот с возвращением в город все совсем интересно. На расстоянии светлый образ Ларисы заиграл новыми красками. Униженный, раздавленный, потерявший практически все Паратов надеялся найти опору в любви девушки и хоть как-то компенсировать проигрыш. В конце концов он уже не молод, обеднел и подрастерял перышки - почему б не взять ту, что согласна ради него встать под выстрел? Преданность для мужчины зачастую дороже денег.
Измены Паратов даже вообразить не мог. Посмотрите на его лицо, когда Вожеватов говорит «Лариса выходит замуж», на его удивление, разочарование, боль. Я совершенно уверена, что Сергей Сергеич намеревался умыть купечество, объявив о браке с Ларисой во время торжественного обеда - согласитесь, это был бы хороший плевок в суп Вожеватову.
И конечно же его ранил выбор девушки - никчемный, глупый маленький человечек, ради которого любовь Паратова была презрена и забыта. А Сергей Сергеич как вы помните никому ничего не прощал. Когда он увозил Ларису на «Ласточку» то не совращал ее по большому счету, а мстил - купчишке, откупившему пароход, самоуверенному тупице Мокий Парменычу, и конечно же самой девушке.
Посмотрите, как она себя чувствует, как себя ведет в кают-компании - Лариса полна не любви, а тревоги, она понимает, что приняла неправильное решение - но пути назад уже нет. А Паратов по большому счету поступает точно так же как Карандышев - ему важно хвастовство, распущенный павлиний хвост, трофей на полочке. До Ларисы и ее судьбы Сергей Сергеичу дела нет - примерно с того момента, как она согласилась поехать кутить на «Ласточку», добровольно исключив себя из числа порядочных девушек.
Могла ли Лариса повлиять на ситуацию? Если бы вправду любила Паратова, а не свои страдания - пожалуй да. Если бы поняла, какая глубина черного отчаяния кроется за показной веселостью любимого человека, как больно ему видеть новых хозяев на своей «Ласточке», как тяжелы потери и постыдны поражения. Если бы вникла, что Сергей Сергеичу нужно не тело на ночь, а душевная близость, человеческое родное тепло. Но, увы, Ларису слишком захватила потеря девственности, ненужная жертва, на которую она пошла от отчаяния.
Впрочем, главная героиня обречена буквально с первых кадров фильма. Она тяготится своим одиночеством, бедностью, унижением, поведением матери, которая потеряла голову от страха и жадности. Собственные чувства и огорчения затмевают ей целый мир, а открыть глаза и увидеть реальность девушка похоже не в состоянии. С одной стороны Ларисе внушили, что она ценный приз, сокровище для избранного принца. С другой - подступает нищета и перспектива брака с первым, кто сделает предложение. Сложись обстоятельства чуть по другому - и она бы стала женой проворовавшегося кассира.
В предыдущей статье на тему я рассуждала, что у Ларисы были варианты иначе устроить судьбу. Теперь же понимаю, что в сложившейся партии каждый новый ход девушки был предрешен. Возможно ее изменило бы счастливое материнство или полная самореализация на сцене, или Вася, добрый друг детства, оказался бы тем человеком, с которым можно связать судьбу. А так, увы, Лариса методично шла к саморазрушению - и достигла цели.
О Карандышеве, мне по сей день не особо хочется писать. Я бы сказала, что это типичный представитель созданий, считающих, что весь мир им обязан по факту принадлежности к сильному полу. Такие вот омеги-Карандышевы сперва ноют о том, почему женщины предпочитают мужчин порочных, а затем внезапно убивают дорогих женушек, отрубают им руки и измываются. Мелочность, подловатость скользит во всех поступках Карандышева-Мягкова - как сладострастно он доносит, что Паратов разорился и уезжает, как обманывает гостей с вином и торгуется с модисткой, как в упор не желает видеть, что нелюбим.
Пересматривая фильм я пыталась отыскать в образе «маленького человека» хоть одну привлекательную черту - и не нашла ее. Это даже не телеграфист Желтков. Впрочем, возможно (вряд ли но мало ли) преданная любовь жены могла бы изменить его к лучшему. Получив точку опоры, женщину, которая ждет его дома, с придыханием выслушивает рассказы о начальнике и почтовом ведомстве и подает борщ с пампушками, пару-тройку обожающих папочку милых детишек и веселого спаниеля, даже Карандышев стал бы походить на приличного человека.
И наконец Кнуров - в оригинале полнейший дикарь, а в фильме, надо сказать, интереснейшая персона. Алексей Петренко, играющий Мокий Парменыча, не только опытный актер, но и выразительный, могучий и очень красивый мужчина, способный и на выдающиеся поступки и на большие чувства.
Посмотрите, какими глазами он смотрит на Ларису, когда та поет романс, как искусство пробирает его до глубины души. Пожалуй, он самая сильная персона в фильме - сильней, чем Паратов и Вожеватов вместе взятые. Вспомните, как он колет орехи пальцами, как насмешливо наблюдает за выходками барина - Мокий Парменыч мог бы не хуже, но не станет размениваться перед толпой зевак.
Он совершенно не способен понять Ларису, считая ее такой же слабой продажной натурой, как и Харита Игнатьевна. Золото, бриллианты, наряды, собственный дом, поездка в Париж - что еще нужно девушке? Будь он вдов или холост, пожалуй бы и женился - но не из страсти а из престижа, красивая жена-дворянка для него вроде породистой кобылы. А в супружескую любовь он скорее всего вообще не верит - кака-така лубов? Мужа обихаживать, деток рожать, в церковь ходить, дом содержать в порядке - вот и хорошая жена. А для остального певички с француженками имеются.
К слову он весьма проницателен - ни Огудалова-старшая ни Лариса не смогли бы его обмануть. Опытный старый торгаш, он читает людей, словно книги, взвешивает, измеряет и ставит на полочки, рассортировав по порокам. И пожалуй при иных обстоятельствах мог бы покорить сердце девушки - если б сам сдьяволил что-нибудь этакое, романтическое и впечатляющее. А ощутив взаимность на время сделался бы мягкой глиной в руках Ларисы - большие и сильные мужчины в любви нередко нежны и робки как мальчики.
Посмотрите, как сияет счастьем его лицо, когда Мокий Парменыч выигрывает Ларису, не сомневаясь - теперь красавица примет его. Удивительно становится, когда понимаешь - Кнуров опасается быть отвергнутым, высмеянным девчонкой, которая стала ему дорога.
Вот в общем и все. Фильм по большому счету - учебник человеческих чувств. Смотришь - и понимаешь, почему надо быть внимательным к ближним, усмирять эгоизм и проявлять сочувствие, не путать любовь и мелкие страстишки. И помнить «я люблю» - это «я рядом». Я понимаю, принимаю, поддерживаю, вижу тебя и слышу. Я иду по тропе навстречу судьбе и встречу тебя посреди дороги.
Так и надо идти, не страшась пути - хоть на край земли, хоть за край. Жаль, что никто из героев фильма этого не сумел.