Отзыв на фильм "Гренландия" (2020), с небольшим количеством спойлеров без раскрытия всего сюжета.
Качественных фильмов-катастроф не так много в современном кинематографе. Да и вообще, если покопаться в памяти, можно вспомнить штук десять. Действительно стоящих фильмов про стихийные бедствия мирового масштаба.
Сразу вспоминается "Послезавтра" (2004). Где в следствие слишком быстрого таяния льдов происходит глобальное потепление, что оборачивается катастрофой для всей планеты. На Землю обрушиваются аномальные дожди и снег, а после резкое падение температуры приводит к последующему обледенению всего и вся, что остаётся на открытом воздухе. В фильме очень гармонично сочетаются паника и переживания людей на фоне происходящих климатических изменений.
Есть менее масштабный, но драматичный "Пик Данте" (1997), в котором внезапно пробуждается вулкан, недалеко от населённого пункта. В данной ленте упор делается на действия людей по спасению, в условиях ограниченного времени. Да, этот фильм больше играет на зрителя с художественной точки зрения, заставляя переживать за главных героев, которые непременно "должны смочь". "2012" про конец света согласно календарю Майя.
Также можно отметить неплохие ленты, например: "Вулкан", "Торнадо", "Смерч", "Наводнение", "Навстречу шторму" и возможно другие. Не все они классные, но зрелище на уровне. Отчасти к данному жанру относится и "Разлом Сан-Андреас", хотя тут скорее фантастический боевик в Дуэйном Джонсоном в главной роли. Непосредственно про метеориты, падающие на Землю, выделю "Армагеддон" и "Столкновение с бездной". Оба фильма выстроены на драме главных героев, в условиях приближающегося астероида, но первый больше относится к жанру фантастика. Вполне нормальный фильм "Астероид" также имеет право на просмотр.
Фильмы данного жанра выходят редко. Являясь любителем подобного кино, не мог пропустить данный фильм. Вполне атмосферный трейлер добавил энтузиазма перед просмотром. Также как и актёрский состав, а точнее исполнитель главной роли - харизматичный Джерард Батлер, за персонажами которого всегда интересно наблюдать.
Сюжет повествует об американской семье Гэрритов, по какой-то причине находящейся на грани развода. Глава семейства по имени Джон (Д. Батлер) трудится инженером на строительных объектах и вроде как высоко цениться руководством компании, где работает. Жена Эллисон домохозяйка, заботящаяся об их сыне, у которого сахарный диабет первой степени и ему нужно в определённое время вводить инсулин.
Посредством СМИ люди узнают, что к Земле приближается огромная комета, которая должна пройти в считанных километрах от нашей планеты. По какому-то случаю семейство Гэрритов в день Х устраивает вечеринку у себя дома, пригласив соседей. Эллис готовит ужин, а Джон вынужденно должен смотаться в магазин и пополнить недостающий провиант. Во время закупки ему на мобильный приходит СМС и ауди-оповещение от правительства США. В тексте указано, что главный герой с женой и ребёнком должен срочно прибыть на военный аэропорт, для дальнейшей эвакуации в бункер, где-то в Гренландии. Персонаж Батлера скептически относится к данному призыву, но по прибытие домой видит такое же сообщение на экране телевизора. После чего включается обычная сетка вещания и срочные новости. Обломки кометы разрушили город Тампу, а другие куски летят в сторону Канады и стран Западной Европы.
Взяв документы и сменные вещи, наши герои в спешке едут в указанный пункт отправки, вызвав неодобрение у соседей и друзей, которые не получили "приглашение" на воздушное путешествие до холодного острова. На самом аэродроме Батлер с семейством видит большое количество людей, многие из которых также оказываются в числе счастливых обладателей билетика во льды. Каждому из Гэрритов выдают индивидуальные браслеты с QR-кодами и военные направляют главных героев к нужному самолёту. Но выходит заминка, куда-то пропадает пенал с инсулином и Джон ретируется обратно в машину. Но из-за давки всё затягивается и Эллис начинает нервничать, потому что их сыну становится плохо. Она сообщает об этом солдату. И тут начинаются сценарные косяки.
Так как завязку сюжета я не отношу к явным спойлерами, в отличие от дальнейшего описания, то постараюсь ёмко перечислить ляпы и недочёты данной ленты. Ну а для начала отметить положительные моменты данного фильма.
Прежде всего выделю актёрскую игру. Джерард Батлер играет убедительно, переживания за семью переданы очень хорошо. Хотя порой, излишне стремится увезти в безопасное место жену и сына, даже ни разу не задумавших, почему именно их выбрали. Возможно, эмоции бегут впереди разума. Морена Баккарин вполне реалистично передаёт эмоции от внезапно-временной потери и переживаний. Сын Нэйтан, также неплохо сыграл страдающего ребёнка. Из второстепенных персонажей можно выделить отца главной героини по имени Дэйл, в исполнении Скотта Гленна. Эдакий закоренелый американец со своими принципами. От себя добавлю, я разделяю его позицию по фильму. Его цитата "я не бегу когда становится хреново" достаточно ёмко описывает суть происходящего. И вообще именно Дэйл, на мой взгляд, лучше всех ведёт себя в данной ситуации.
Также авторы пытаются показать людскую гниль и отсутствие моральных принципов в условиях приближающейся катастрофы. Парочка в исполнении Дэвида Денто и Хоуп Дэвис, которые хотят спасти свои шкуры путём похищения ребёнка, хорошо демонстрирует человеческую суть большинства: думай о себе, а говорить красивые слова можешь сколь угодно, прикрываясь благими намерениями. Например, помочь добраться матери с ребёнком до города, как в данном фильме.
В этом фильме хорошая динамика развития. Фильм не провисает, вполне лаконичные диалоги и последующие действия. Но это кино не о катастрофе в прямом понимании. Эта лента пытается показать человеческую драму. Только у этого фильма это сделать не получается. Причин несколько.
Причина первая: слабый сюжет. Мало объяснения относительно спасительного бункера в Гренландии (почему именно там?) и отбора "счастливчиков". Как так получилось, что семья с не совсем здоровым ребёнком получила "приглашение", но на стойке информации, по приезде на аэродром, как только таможня узнаёт о проблемном парнишке, то сразу нашим героям дают отворот-поворот, мол, чё припёрлись?
Причина вторая: если об этой комете было известно заблаговременно (раз подготовили бункер на N-ое количество человек), почему случился такой чудовищный просчёт, что обломки разлетелись по всей планете? И как так вышло, что метеоритный дождь длится около двух суток, с какими-то интервалами? Ну допустим, падают в разных уголках, но всё же, такой вариант должен был быть просчитан ещё на стадии обнаружения этой кометы, разве нет?
Причина третья: сама катастрофа показана очень скомкано. Возможно, не хватило бюджета. Но зачем тогда браться за такой жанр и позиционировать его в подобном ключе? Точнее показывать некоторые сцены с падением космических камней, но в самом масштабе не давая зрителю оценить всю картину? Нам со спутника показывают, как на Землю обрушивается та пресловутая комета, которая грозилась уничтожить до 90% всего живого и последствия от всего этого, но это выглядит как хроника.
Причина четвёртая: рваная подача сюжета. Казалось бы, данный приём должен работать по принципу общего времени, но разных мест действия. Но в данном фильме этот момент не очень получилось реализовать. Только ты начинаешь переживать за судьбу Батлера, как резко происходит смена действий на его жену. И обратно. В целом, это не напрягает, но и не создаёт нужного для данного жанра напряжения, извиняюсь за тавтологию. И откуда такая уверенность в спасительном бункере, когда неизвестно куда в ближайший час упадут обломки и возможно ли туда добраться вообще? Это уже мои личные придирки, но всё же.
Причина пятая, заключительная: сценарные нестыковки. А проще говоря - ляпы. Финальная сцена, та, что в самом-самом конце, уже после кульминации, подаётся по факту. Также зритель не увидит, как "билетёры" провели девять месяцев в бункере. И по какому принципу происходил отбор. Особенно странный момент с ребёнком, из-за которого или по причине которого вначале фильма наши герои вынужденно разделились и не попали на нужный рейс. А это важный момент, ведь младшему из Гэрритов нужен инсулин, а на спасительную подземную базу не брали больных (или всё таки там был годичный запас нужных ампул?).
Смешанные чувства от просмотра. С одной стороны - фильм не нудный, местами захватывающий, это несомненный плюс. Хорошо отыгранные эмоции у персонажей. Сильные личности. Но вот сама структура повествования и главное - катастрофа планетарного масштаба показаны очень скудно, отчего за героев не получается сопереживать сполна. Также не впечатлила сцена с воспоминаниями героев, потому как не было изначально объяснено, почему у супругов раздор, чтобы в концовке данным кино-рядом показать их единение на фоне стресса и переживаний с последующим спасением.
Посоветовал бы этот фильм к просмотру? Скорее да, хотя бы для того, чтобы попробовать проникнуться ситуацией, может это я бесчувственный столб, раз не смог проникнуться данным зрелищем. Оценка ближе к средней или скорее нейтральная. Один раз такое кино вполне можно посмотреть, а дальше уже по впечатлениям. Меня он не разочаровал, но ожидал большего и пересматривать навряд ли буду.