Найти тему
Тёмный историк

Уинстон Черчилль и его «махровый антикоммунизм»

Уинстон Черчилль считается одним из величайших политиков двадцатого века и одним из «лучших людей Великобритании». Для многих неоконсерваторов или умеренных правых Черчилль — это «любимый политик» и «образец для подражания».

Обычно личность Черчилля рассматривают в контексте Второй мировой и немного Холодной войн. Но я бы хотел упомянуть о других периодах жизни этого действительно выдающегося деятеля.

Прежде всего, я не зря озаглавил статью именно так, Черчилль и «махровый антикоммунизм». И, разумеется, намеренно взял словосочетание «махровый антикоммунизм» в кавычки.

На самом деле, геополитические итоги Второй мировой для Великобритании удачными назвать сложно.
На самом деле, геополитические итоги Второй мировой для Великобритании удачными назвать сложно.

Почему? Да потому что такое словосочетание для Черчилля было чем-то из разряда «само собой разумеется». Как лично мне кажется, вся его жизнь предполагала неприятие коммунистических идея, которые лишили бы Уинстона и его страну всего. Попробую доказать теорию на практике.

Прежде всего, Черчилль — потомственный английский аристократ. Папа — лорд, мама — дочка американского бизнесмена. Все, жизнь удалась, какой там коммунизм, зачем он человеку, у которого с происхождением все отлично?

Однако, Уинстон был не из тех, кто попадает в историю только благодаря родителям. Более того, в молодости Черчилль проявил себя как настоящий сорвиголова. Он в буквальном смысле слова дрался как лев за свою «родную империю». Начинал он в качестве военного корреспондента на Кубе, затем воевал с пуштунскими горцами, потом принял участие в кавалерийской атаке на махдистов. Наконец, Черчилль на Англо-бурской войне попал в плен к бурам, но сумел сбежать. Вот такое «боевитое» начало у биографии Уинстона. Он рисковал жизнью и, видимо, реально любил Британскую империю, готов был воевать за неё.

В конце XIX века Черчилль был взаправдашним гусаром.
В конце XIX века Черчилль был взаправдашним гусаром.

А что такое коммунистически идеи? Это а) преследование имущих классов, лишение их привилегий и б) антиколониализм, большевизм возник на обломках рухнувших империй. И коммунисты потом поддерживали «освободительные движения» по всему миру.

Ну и как, по вашему, потомственный аристократ и патриот колониальной империи мог относиться к коммунистическим идеям? Правильно, как к опасным и вредным для него и для его страны идеям.

Именно с этой позиции стоит рассматривать особое «сочувствие» Черчилля к русским белогвардейцам и его мемуарные заявления типа «они сражались за наше дело». Да, с точки зрения Уинстона Черчилля они и сражались за нужное ему дело: сохранение привычного социально-политического порядка вещей и колониальных держав.

В годы Первой мировой и нашей Гражданской Черчилль активничал, но ему особо не везло.
В годы Первой мировой и нашей Гражданской Черчилль активничал, но ему особо не везло.

Надо отдать должное этому политику: да, Черчилль был человеком субъективным, порождением своей среды и своего времени. Но он часто бывал правдив. В июне 1941 года состоялся «временный союз» против общего врага. Ничего большего между сталинским СССР и Великобританией Черчилля быть не могло. Цитируя самого Уинстона:

«Нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма. Он лишён каких-либо принципов и основ, кроме ненавистного аппетита к расовому доминированию. Он изощрён во всех формах человеческой злобы, в эффективной жестокости и свирепой агрессии. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нём. Но всё бледнеет перед развёртывающимся сейчас зрелищем...» (с) из речи премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, 22 июня 1941 года.

У меня лишь одна цель — уничтожить Гитлера, и это сильно упрощает мою жизнь. Если бы Гитлер вторгся в ад, я по меньшей мере благожелательно отозвался бы о дьяволе в палате общин. — такое высказывание тоже приписывают Черчиллю
У меня лишь одна цель — уничтожить Гитлера, и это сильно упрощает мою жизнь. Если бы Гитлер вторгся в ад, я по меньшей мере благожелательно отозвался бы о дьяволе в палате общин. — такое высказывание тоже приписывают Черчиллю

Тут наоборот, впору удивиться, что Черчилль преодолел свою неприязнь к коммунистическим идеям в целом и к СССР в частности. Но на то были весомые аргументы, которые Уинстон свел к короткому выводу: если СССР падет, мы — следующие.

Но Вторая мировая война сильно изменила мир. Оказалось, что симпатизантов у «идей социализма» достаточно по всему миру. Оказалось, что лучшие времена Британии окончательно канули в Лету, теперь есть США и, внезапно, СССР. И да, больше нет общего врага.

А значит, вот вам планы на операцию «Немыслимое» и знаменитая Фултонская речь. Подобное поведение было для Уинстона Черчилля логичным ответом на изменившуюся расстановку сил. Вот вам и весь «махровый антикоммунизм».

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.