Красные бусы, «кровавый флаг», «холодное солнце», немая сцена… Мастера русского слова умели завершить свои произведения так, чтобы это самое слово отозвалось, как говорится, в веках.
Все мы это читали, все мы это помним или, не помня толком, цитируем. Я составила свой собственный (потому субъективный) рейтинг концовок произведений из школьной программы. Претендентов было много, так как наши классики знали толк в композиции и умели оставить читателя под сильным впечатлением. Пока выбрала десять, вот они:
10) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В этой пьесе множество фраз, ставших крылатыми. Если вспомнить концовку, то последнее восклицание Чацкого: «Карету мне, карету!» уже ярко завершает сюжет. Однако Грибоедов остроумно ставит после этого восклицания реплику Фамусова – олицетворения ограниченности и косности. Реплика «смазывает» пафос возмущённого Чацкого и оставляет читателя / зрителя с двойственным ощущением: с одной стороны, «выводы» Фамусова смешны; c другой стороны, они страшны своей дремучей тупостью и неколебимостью ложных суждений.
Ну что? не видишь ты, что он с ума сошёл?
Скажи сурьёзно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А ты меня решилась уморить?
Моя судьба ещё ли не плачевна?
Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
9) Н.В. Гоголь «Страшная месть»
Сказка страшная, динамичная, более серьёзная, чем все «Вечера на хуторе…». Можно сказать, мистический детектив, а то и триллер. После стремительных путешествий во времени и пространстве, после раскрытия тайны заклятья, после осознания ужаса деяний преступника и ужаса наказания для него – мы наконец «возвращаемся на землю». Уф! Это была сказка, её спел когда-то уличный певец для любопытной толпы…
Уже слепец кончил свою песню; уже снова стал перебирать струны; <...> но старые и малые всё ещё не думали очнуться и долго стояли, потупив головы, раздумывая о страшном, в старину случившемся деле.
8) Н.В. Гоголь «Записки сумасшедшего»
Просто вспомним эту трагедию душевнобольного, виртуозно изложенную Гоголем:
Дом ли то мой синеет вдали? Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси твоего бедного сына! урони слезинку на его больную головушку! посмотри, как мучат они его! прижми ко груди своей бедного сиротку! ему нет места на свете! его гонят! Матушка! пожалей о своём больном дитятке!.. А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?
7) А.И. Куприн «Олеся»
Эффектная и трогательная концовка: девушка знает, что влюблённый молодой человек обязательно придёт в наспех брошенный дом искать её, и оставляет ему сувенир – свои скромные бусы:
Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви.
К слову, по мотивам повести есть знаменитый в своё время фильм «Колдунья» (1956) с Мариной Влади в главной роли.
6) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Эту заключительную фразу я уже приводила в подборке лучших концовок в мировой литературе.
Мы прошли с главным героем долгий путь и теперь расстаёмся. Писатель дарит и ему, и нам надежду, что путь продолжится. Оптимистичная и одухотворяющая концовка:
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, – но теперешний рассказ наш окончен.
5) Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
Те, кто читал, знают, что роман заканчивается отнюдь не самоубийством Анны. После этой трагедии там ещё целая Часть VIII, посвящённая жизни второго главного героя романа – Константина Левина. Это во многом автобиографичный персонаж (оттого он и Левин) выражает мнения самого Толстого (оттого концовка светлая и нравоучительная).
По настрою этот финал очень похож на п. 6 (см. выше), они почти взаимозаменяемы.
…жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута её — не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в неё!
4) М.Д. Шолохов «Тихий Дон»
Здесь уже нет оптимизма и намёка на продолжение пути. Свет хоть и есть, но холодный. Григорий Мелехов возвращается домой после вынужденных скитаний. Последняя нежность в сердце, последняя и окончательная умиротворённость, покорность судьбе – после многих лет бешеной скачки, душевных порывов, жизни вопреки правилам и обстоятельствам.
Это грусть, но светлая. Почти каждый человек приходит к подобным итогам жизни. Наверное, поэтому финальные фразы понятны всем:
Что ж, и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…
Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.
«Призовые места» достаются нашим великим поэтам.
3) Александр Блок, «Двенадцать»
Лично для меня финальные строки, да и вся поэма крепко связана с голосом и интонациями Александра Демьяненко (он очень проникновенно читал наизусть отрывки из неё в х/ф «Зелёный фургон» изумлённому герою Дмитрия Харатьяна под музыку Максима Дунаевского).
После насыщенного сюжета поэмы, после разных по стилю и настроению глав Блок приводит нас к своей идее о том, что означают его «12» и кто их ведёт вперёд сквозь годы и невзгоды. Потрясающая концовка:
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
2) А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Ужасный век, ужасные сердца!
Эта реплика Герцога завершает первую из «маленьких трагедий» – пьесу о бароне, который копит и сберегает деньги, из сребролюбия не позволяя ни себе, ни кому-либо другому тратить их. А заключительную реплику можно отнести и на счёт изображённого Средневековья, и на счёт пушкинской эпохи, и, увы, на счёт любой эпохи, в том числе – нашей современности. Это крылатая фраза, её широко заимствуют писатели, публицисты, сценаристы.
1) А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Ещё одна крылатая фраза, тоже вечно актуальная. Коротенькая ремарка в самом конце пьесы А.С. Пушкина «Борис Годунов»:
Народ безмолвствует.
То чувство, когда немая сцена говорит больше, чем слова.
Массы людей смотрят на то, что происходит вокруг, и молчат – от изумления ли, от возмущения, от страха ли, от безразличия, бесправия, неверия, от всего перечисленного вместе… По популярности и расхожести эта фраза может соперничать с крыловской «А воз и ныне там». Они, кстати, неплохо смотрятся рядом ))
Понравился рейтинг, уважаемые читатели? Не безмолвствуйте, а оставляйте комментарии!
Читайте также «3 остро актуальные цитаты из Крылова + 10 вечных»
«Начать и кончить: лучшие последние фразы художественных произведений» (подборка из глобального рейтинга с Кафкой, Оруэллом, Маргарет Митчелл и др.)